МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К числу наиболее значимых причин изменения нормативной правовой базы обязательного медицинского страхования (ОМС) следует отнести появление новых возможностей в области обработки информации, способных, с одной стороны, значительно повысить удобство и доступность медицинской помощи для граждан, с другой – обеспечить прозрачность и эффективность расходования средств бюджетной системы Российской Федерации, контроль за этими процессами со стороны государства.
Находясь на стыке здравоохранения и финансов, ОМС с приходом новых технологий получило уникальный шанс кардинально упростить и оптимизировать процедуры финансирования здравоохранения, позволить медицинским работникам сфокусироваться на оказании медицинской помощи, минимизировать их участие в бюрократических процедурах.
Изменения в подходе к обработке информации в системе ОМС не только обеспечивают оптимальное использование государственных средств для улучшения здоровья и повышения качества жизни граждан, но и стимулируют изменение самих процессов в сфере здравоохранения, обеспечивая новые возможности для государства, врачей и пациентов, переосмысление функций участников системы ОМС.
До 2021 г. существовали проблемы с возможностью граждан получить медицинскую помощь в организациях, подведомственных федеральным органам власти, особенно расположенных в г. Москве. С 2021 г. финансирование федеральных центров стало осуществляться Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ОМС).
Цель. Изучение влияния новой системы оплаты специализированной медицинской помощи по программе ОМС на ее объем в НМИЦССХ им. А.Н. Бакулева.
Результаты. Число амбулаторных консультаций в первом полугодии 2021 г. практически достигло уровня 2019 г., несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции. Число пациентов, госпитализированных для получения высокотехнологичной медицинской помощи по программе ОМС, превысило показатель 2019 г. для жителей субъектов Российской Федерации, кроме г. Москвы, – по всем видам специализированной помощи.
Обсуждение. В регионах принимались меры по ограничению направления пациентов в неподведомственные региону медицинские организации. Возможности федеральных клиник использовались не в полной мере, граждане были ограничены в возможности получения своевременной высококвалифицированной медицинской помощи, ожидая ее в региональных медицинских организациях. В худшей ситуации оказались федеральные медицинские организации, расположенные в г. Москве, где оплата осуществлялась по тарифам г. Москвы, которые существенно выше, чем в абсолютном большинстве других субъектов РФ. В связи с чем перед регионами возникал вопрос об оплате медицинской помощи «10 пациентам в «своих» медицинских организациях или 6–7 пациентов в федеральных клиниках в Москве».
Заключение. Переход к новой системе оплаты медицинской помощи в федеральных клиниках напрямую из Федерального фонда ОМС значительно улучшил реализацию прав граждан на выбор медицинской организации, сократил время ожидания получения специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, повысил эффективность использования возможностей федеральных центров в части как применения современных технологий, так и кадрового потенциала.
Снижение смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний является приоритетным направлением развития системы здравоохранения. На государственном уровне поставлена задача по борьбе с онкологическими заболеваниями как одной из основных причин смертности населения. Рациональное и достаточное финансовое обеспечение онкологической помощи за счет средств обязательного медицинского страхования во многом определяет применение современных лекарственных препаратов, эффективных схем лечения и соблюдение установленных сроков оказания медицинской помощи пациентам.
Целью работы является проведение анализа объемов и качества предоставления онкологической помощи и ее финансирования в Челябинской области на основе информации регионального фонда обязательного медицинского страхования.
Материалы и методы: персонифицированный учет застрахованных лиц, аналитические отчеты, таблицы, базы данных, финансовые и методологические документы в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области. Для анализа использованы следующие методы: системный анализ, сравнение, обобщение.
Результаты исследования показывают, что модернизация подхода к финансовому обеспечению онкологической помощи в Челябинской области повысила ее доступность и качество для населения. Развитие медицинской науки в области онкологии идет по пути таргетирования терапии, что дает возможность проводить успешное лечение пациентов, в отношении которых стандартные методы лечения неэффективны, позволяет найти пути коррекции выявленной патологии.
Заключение: развитие фармацевтического рынка приводит к появлению новых, зачастую дорогостоящих, лекарственных препаратов. По этой причине можно ожидать только дальнейшего роста потребности в химиотерапевтических лекарственных средствах и, как следствие, увеличение затрат. В связи с этим совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования, является одним из приоритетных направлений в обеспечении доступности и качества оказания медицинской помощи.
Создание Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (далее – Новая модель), сегодня во многом связывается с внедрением технологий бережливого производства. В условиях современного развития здравоохранения приоритетной и нерешенной остается проблема оценки эффективности деятельности медицинской организации, особенно в условиях внедрения новых методологических подходов. В статье описан опыт создания и оценка эффективности внедрения Новой модели в медицинских организациях Свердловской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Цель исследования. Представить результаты оценки эффективности внедрения Новой модели в медицинских организациях Свердловской области.
Материалы исследования. Проведен анализ деятельности 79 медицинских организаций, участвующих в создании и тиражировании Новой модели, в период с 2017 по 2019 г.
Результаты исследования. Изучена вовлеченность сотрудников медицинских организаций с использованием экспресс-методики «Опросник Q12», опрошено в 2018 году 1489 сотрудников, в 2019 году – 3640. Проанализированы удовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи, количество и сумма штрафов/удержаний/снятий за амбулаторно-поликлиническую помощь, взысканных страховыми медицинскими организациями (СМО), Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области (ТФОМС СО).
Заключение. Внедрение Новой модели повышает удовлетворенность пациентов качеством и доступностью медицинской помощи, отмечается снижение доли штрафов/удержаний за амбулаторно-поликлиническую помощь, взысканных СМО, ТФОМС СО. Отмечается высокая вовлеченность персонала в деятельность медицинских организаций, но необходима разработка комплекса мер, направленных на удовлетворение трудовых потребностей и мотивацию сотрудников. Необходимо продолжить дальнейшую оценку эффективности внедрения Новой модели по медико-социальным и экономическим показателям. Большое значение при внедрении Новой модели имеет взаимодействие ТФОМС, СМО и медицинских организаций при оказании первичной медико-санитарной помощи для оценки доступности и качества медицинской помощи, в том числе и удовлетворенности пациентов.
Формируя с 2022 года ключевой источник нормативной базы по оказанию медицинской помощи населению, клинические рекомендации порождают сложный комплекс правоотношений в финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций и субъектов Российской Федерации, связанный с обеспечением необходимого объема медицинской помощи. В настоящей статье анализируются возможности регионального органа управления здравоохранением в обеспечении максимально эффективной системы финансирования онкологической помощи региона и разбираются примеры эффективной адаптации системы регионального финансирования к требованиям клинических рекомендаций.
ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ; НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ISSN 2713-0703 (Online)