Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57

Аннотация

Глобальная конкуренция за человеческий капитал повышает важность экспорта образования, в том числе и для Российской Федерации – в национальные цели развития государства входит достижение числа иностранных студентов до 500 000 к 2030 г. Цель исследования. Провести анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских вузах, в том числе с перспективой до 2030 г., а также дать предложения по подходам к увеличению числа иностранных студентов. Материалы и методы. Данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Для анализа данных применялись методы статистической обработки; прогнозы получены методами экспоненциального сглаживания. Результаты. Общее количество обучающихся по медицинским специальностям в 2024 г. продемонстрировало рост, составив 79 709 и 6740 человек для внебюджетной и бюджетной форм финансирования обучения, что соответствовало 24 и 14 % от иностранцев по всем направлениям подготовки. С учетом текущих показателей приема и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тыс. человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Существенное влияние на этот показатель может оказывать количество отчисляемых во время обучения студентов (до 33 % по некоторым специальностям), что требует определенного внимания. Заключение. Сохраняется интерес иностранцев к медицинскому образованию в Российской Федерации, но для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация комплексной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для иностранных студентов.

Об авторах

М. Ю. Бровко
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Бровко Михаил Юрьевич – д-р мед. наук, проректор по международной деятельности, профессор кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



М. С. Тараткин
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Тараткин Марк Сергеевич – канд. мед. наук, младший научный сотрудник Института урологии и репродуктивного здоровья; начальник отдела академического сотрудничества 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



П. П. Потапов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Потапов Павел Петрович – ассистент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; главный специалист отдела академического сотрудничества 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



К. С. Воронин
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Воронин Константин Сергеевич – старший преподаватель кафедры химии; заместитель директора Института международного образования 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



В. И. Шоломова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Шоломова Виктория Игоревна – канд. мед. наук, доцент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; заместитель начальника управления международного сотрудничества 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



Т. А. Татаринова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Татаринова Татьяна Алексеевна – директор Института Международного образования; ассистент кафедры Высшей школы управления здравоохранением  

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



Список литературы

1. Anand S., Bärnighausen T. Human resources and health outcomes: cross-country econometric study. Lancet. 2004; 364(9445): 1603–1609. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(04)17313-3. PMID: 15519630

2. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. Вестник Удмуртского университета. 2017; 27(3): 21–26. EDN: YTPELB

3. Чумаков В.И., Фарманян Р.Р. Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023; 22(S2): 3609. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3609. EDN: CVJARG

4. Литвинова М.М., Хамидулина М.С., Литвинова Т.М. и др. Моделирование здоровья – инновационная образовательная программа лечебного дела. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2025; 35(2): 7–17. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17. EDN: GJIGYT

5. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе. Университетское управление: практика и анализ. 2022; 26(2): 105–113. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016. EDN: KVJYYQ

6. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза. Знание. Понимание. Умение. 2020; 2: 175–185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16. EDN: VAPVIY

7. Каримсакова А.С., Кузембаева Г.А., Купенова А.А. и др. Проблемы обучения иностранных студентов на английском языке (на примере ЗКМУ имени М. Оспанова). Медицинский журнал Западного Казахстана. 2019: 2(61): 131–140. EDN: UIHJFR

8. Ибрагим Ю.М., Бондаренко Д.С. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе в России. Молодежный Инновационный Вестник. 2023; 12(S2): 650–654. EDN: PCMXYE

9. Iorga M., Soponaru C., Muraru I.D., et al. Factors Associated with Acculturative Stress among International Medical Students. Biomed Res Int. 2020: 2564725. https://doi.org/10.1155/2020/2564725. PMID: 32685456

10. Ali Y.A., Hussein R.S., Mostafa N.S., Manzour A.F. Factors associated with acculturative stress among international medical students in an Egyptian university. BMC Med Educ. 2024; 24(1): 1009. https://doi.org/10.1186/s12909-024-05947-5. PMID: 39278899

11. Lenart I., Markovina I. Cultural and Linguistic Adaptation of International Students at Russian Medical Universities: A Narrative Case Study. Forum for Linguistic Studies. 2025; 7(2): 409–432. https://doi.org/10.30564/fls.v7i2.8214


Рецензия

Для цитирования:


Бровко М.Ю., Тараткин М.С., Потапов П.П., Воронин К.С., Шоломова В.И., Татаринова Т.А. Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы. Национальное здравоохранение. 2025;6(3):46-57. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57

For citation:


Brovko M.Yu., Taratkin M.S., Potapov P.P., Voronin K.S., Sholomova V.I., Tatarinova T.A. Export of Russian medical education: challenges and prospects. National Health Care (Russia). 2025;6(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)