ОТ РЕДАКЦИИ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ключевым направлением внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении России является создание и интеграция медицинских изделий с ИИ (МИ с ИИ) в цифровые контуры субъектов Российской Федерации. За 2018–2024 гг. в создание и развитие различных ИИ-продуктов для здравоохранения было инвестировано 4 млрд 712 млн руб., из которых 69 % было вложено со стороны государственных источников. Подведомственные научные центры Минздрава реализуют 215 исследовательских проектов в данной сфере. Разработан и утвержден 21 национальный стандарт и предварительный технический стандарт. На 1 января 2025 г. в России было зарегистрировано 39 МИ с ИИ, благодаря чему суммарно было реализовано 412 региональных проектов внедрения МИ с ИИ, 83 % из которых приходится на анализ изображений, 16 % – анализ электронных медицинских карт. В настоящее время развивается комплекс мероприятий по активному внедрению технологий ИИ в здравоохранение, включая выстраивание нормативно-правового регулирования, привлечение инвестиций, проведение научных исследований и разработок новых продуктов.
Для управления здравоохранением необходимо обеспечение процесса принятия организационных решений. Министерством здравоохранения Российской Федерации в период COVID-19 была отработана система еженедельных аналитических отчетов о смертности населения. Результаты этого мониторинга являются основой принятия управленческих решений по совершенствованию организации медицинской помощи. Цель. Создание модели анализа смертности для применения в целях управления здравоохранением на основе первичных данных. Материалы и методы. Источник данных о зарегистрированных умерших за период с 2019 по 2023 г. – данные Федерального реестра медицинских документов о смерти единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМДС ЕГИСЗ), Федеральной службы государственной статистики и Федерального регистра лиц, больных COVID-19. Обработка и визуализация данных произведены с помощью программы Microsoft Excel, PowerPoint и на автоматической основе на базе ЕГИСЗ. Результаты. Результаты еженедельной оперативной обработки данных ФРМДС ЕГИСЗ соотносятся с оперативными данными о смертности, опубликованными Росстатом. Используемый подход позволяет максимально охватить учтенный в первичных данных о смертности вклад острых инфекционных заболеваний, а показатели летальности пациентов отражают качество оказания медицинской помощи. На основе выбранных показателей разработана методика расчета интегрального индекса, который отражает уровень риска, связанного с ростом смертности от COVID-19. Заключение. Существующие информационные системы и отработанные подходы к анализу данных позволяют повышать эффективность управления здравоохранением, при этом набор показателей и периодичность их расчета могут быть адаптированы к запросам организаторов здравоохранения.
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ
В настоящее время обеспечение высоких стандартов качества профессиональной подготовки врачей является одним из приоритетов как для системы медицинского образования, так и для системы национального здравоохранения. И в этой связи процедура аккредитации выступает механизмом независимой оценки качества медицинского образования и готовности выпускников медицинских вузов к самостоятельной работе с учетом требований практического здравоохранения. Цель исследования. Изучить уровень удовлетворенности медицинских специалистов процедурой первичной аккредитации и определить пути ее совершенствования. Материалы и методы. Изучение мнений аккредитуемых лиц о процедуре первичной аккредитации было реализовано в июле– августе 2024 г. на базе Сеченовского Университета (анкетный онлайн-опрос, n = 17 058, 78 центров аккредитации в Российской Федерации). Результаты. Согласно полученным данным большинство участников исследования удовлетворены процедурой первичной аккредитации и считают, что она способствует повышению качества медицинских услуг, предоставляемых пациентам, является важным процессом оценки и подтверждения квалификации медицинских специалистов, мотивирует аккредитуемых повысить уровень своих знаний и навыков по специальности, однако способствует повышению уровня стресса у выпускников вузов. Удовлетворенность респондентов процедурой первичной аккредитации во многом была обусловлена высоким уровнем их информированности (95,7 %) и готовности к аккредитационным испытаниям: 31,4 % аккредитованных оценили свою готовность на 10 баллов (по 10-балльной шкале); 49,8 % выбрали варианты ответа «9 баллов» и «8 баллов»; 11,9 % считают, что их уровень готовности соответствовал 7 баллам. Лишь 5,9 % признали, что были недостаточно готовы к аккредитационным испытаниям (оценки от 4 до 6 баллов), а 0,9 % указали, что были практически не готовы к прохождению первичной аккредитации (выбор в диапазоне 1–3 балла). Заключение. Результаты комплексного исследования удовлетворенности медицинских специалистов процедурой первичной аккредитации свидетельствуют о ее значимости как инструмента независимой оценки качества профессиональной подготовки, при этом выявлены потенциальные направления оптимизации организационного сопровождения аккредитационного процесса.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Глобальная конкуренция за человеческий капитал повышает важность экспорта образования, в том числе и для Российской Федерации – в национальные цели развития государства входит достижение числа иностранных студентов до 500 000 к 2030 г. Цель исследования. Провести анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских вузах, в том числе с перспективой до 2030 г., а также дать предложения по подходам к увеличению числа иностранных студентов. Материалы и методы. Данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Для анализа данных применялись методы статистической обработки; прогнозы получены методами экспоненциального сглаживания. Результаты. Общее количество обучающихся по медицинским специальностям в 2024 г. продемонстрировало рост, составив 79 709 и 6740 человек для внебюджетной и бюджетной форм финансирования обучения, что соответствовало 24 и 14 % от иностранцев по всем направлениям подготовки. С учетом текущих показателей приема и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тыс. человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Существенное влияние на этот показатель может оказывать количество отчисляемых во время обучения студентов (до 33 % по некоторым специальностям), что требует определенного внимания. Заключение. Сохраняется интерес иностранцев к медицинскому образованию в Российской Федерации, но для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация комплексной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для иностранных студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – состояние, возникающее у непосредственных участников потенциально травматических событий, таких как природные или техногенные катастрофы, физическое или сексуальное насилие, боевые действия, несчастные случаи, которое проявляется в навязчивом повторном переживании этих событий. Эффективное оказание медицинской помощи пациентам с ПТСР требует не только индивидуального подхода, но и хорошо структурированной организационно-методической базы. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты организации медицинской помощи пациентам с ПТСР, новые подходы к раннему выявлению, лечению и реабилитации. Цель. Анализ организационно-методических аспектов оказания специализированной психиатрической и наркологической медицинской помощи пациентам с ПТСР в Российской Федерации и за рубежом и представление инновационной программы психосоциальной и медицинской реабилитации. Материалы и методы. На основе комплексного подхода к изучению данной проблемы была сформирована новая организационно-методическая модель оказания медицинской помощи пациентам с ПТСР, включающая программу комплексной медицинской и психосоциальной реабилитации, разработанная специалистами ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. Апробация программы реабилитации проводилась в 2024 г. на базе филиалов центра: Московского научно-исследовательского института психиатрии, Национального научного центра наркологии и Клинико-реабилитационного центра «Хмолино». Результаты. Методологической основой разработки программы являлись правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; клинические рекомендации; национальные руководства по психиатрии, психотерапии и наркологии; анализ российского и зарубежного опыта по оказанию помощи лицам с ПТСР. Представленная организационно-методическая модель оказания специализированной (психиатрической и наркологической) медицинской помощи пациентам с ПТСР и коморбидными расстройствами базируется не на привычном последовательном, а на комплексном подходе. Заключение. Учитывая многообразие травмирующих факторов, клинических проявлений ПТСР и вариантов течения, высокую частоту сопутствующих психических, наркологических и соматических расстройств, необходим переход от последовательной модели ведения пациентов к комплексному подходу, что будет способствовать более высокой приверженности лечению и достижению максимального терапевтического эффекта. Ключевыми факторами успеха также можно считать формирование единой методологии и понятийного аппарата при использовании техник скрининга и ранних мотивационных вмешательств, обучение специалистов и внедрение передовых инновационных технологий в медицинскую практику.
ISSN 2713-0703 (Online)