Перейти к:
Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы
https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
Аннотация
Глобальная конкуренция за человеческий капитал повышает важность экспорта образования, в том числе и для Российской Федерации – в национальные цели развития государства входит достижение числа иностранных студентов до 500 000 к 2030 г. Цель исследования. Провести анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских вузах, в том числе с перспективой до 2030 г., а также дать предложения по подходам к увеличению числа иностранных студентов. Материалы и методы. Данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Для анализа данных применялись методы статистической обработки; прогнозы получены методами экспоненциального сглаживания. Результаты. Общее количество обучающихся по медицинским специальностям в 2024 г. продемонстрировало рост, составив 79 709 и 6740 человек для внебюджетной и бюджетной форм финансирования обучения, что соответствовало 24 и 14 % от иностранцев по всем направлениям подготовки. С учетом текущих показателей приема и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тыс. человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Существенное влияние на этот показатель может оказывать количество отчисляемых во время обучения студентов (до 33 % по некоторым специальностям), что требует определенного внимания. Заключение. Сохраняется интерес иностранцев к медицинскому образованию в Российской Федерации, но для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация комплексной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для иностранных студентов.
Для цитирования:
Бровко М.Ю., Тараткин М.С., Потапов П.П., Воронин К.С., Шоломова В.И., Татаринова Т.А. Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы. Национальное здравоохранение. 2025;6(3):46-57. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
For citation:
Brovko M.Yu., Taratkin M.S., Potapov P.P., Voronin K.S., Sholomova V.I., Tatarinova T.A. Export of Russian medical education: challenges and prospects. National Health Care (Russia). 2025;6(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной конкуренции за человеческий капитал и стремительного развития международного образовательного рынка экспорт образования приобретает ключевое стратегическое значение во всем мире [1].
Одним из целевых ориентиров, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»1, является достижение показателя не менее 500 тысяч иностранных обучающихся в российских образовательных организациях к концу текущего десятилетия.
Привлечение иностранных студентов оказывает мультипликативный эффект на различные отрасли экономики и сферы деятельности, способствуя формированию устойчивых международных связей. В свою очередь, это стимулирует развитие двустороннего научно-технологического и экономического сотрудничества, расширение межкультурного диалога и продвижение российских ценностей на международной арене. Эффективность образовательной миграции в контексте повышения потенциала человеческого развития обусловлена успешностью интеграции иностранных студентов в принимающее общество и их последующим закреплением в стране обучения. Предполагается, что выпускники российских образовательных учреждений, возвращаясь в страны происхождения, могут оказывать позитивное влияние на формирование имиджа Российской Федерации и повышение ее международной конкурентоспособности, выступая в качестве проводников «мягкой силы» в своих странах2.
Этот факт приобретает особую важность для медицинской отрасли, так как, по данным Росстата за 2024 г., 24 % всех иностранных обучающихся в Российской Федерации получают именно медицинское образование. Важнейшим является и то, что рост числа талантливых иностранных врачей, работающих в Российской Федерации, значительно способствует обогащению кадрового потенциала системы здравоохранения.
Привлекательность российских медицинских вузов для иностранных абитуриентов определяется комплексом факторов, среди которых выделяются: высокое качество фундаментальной подготовки, наличие собственных клинических баз, оснащенных современным оборудованием, относительно доступная стоимость обучения, наличие инновационных образовательных программ, а также значительный научно-исследовательский и академический потенциал, реализуемый в рамках интегрированных исследовательских кластеров и международных научных проектов [2–4].
Впрочем, кроме факторов, способствующих росту, есть и те, что ограничивают его развитие – от особенностей культурной и социальной адаптации до вопросов материально-технического и правового характера [3].
Цель исследования – анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских образовательных организациях высшего образования, выявление ключевых проблем и прогнозирование численности иностранных студентов до 2030 г. Кроме того, исследование направлено на разработку предложений по сохранению устойчивого роста числа иностранных обучающихся в российских медицинских вузах.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Данные о численности иностранных обучающихся были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (форма № ВПО-1), размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации3.
Для анализа раздельно использованы данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки и специальностям (лечебное дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело, фармация) (без учета обучающихся в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства) и данные о приеме, численности и выпуске иностранцев и лиц без гражданства, обучающихся в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой.
Для анализа данных применялись методы базовой статистики с использованием Microsoft Excel. Были созданы таблицы для обработки и систематизации данных, а также построены графики для визуализации зависимостей и трендов. Прогнозы получены методом простого экспоненциального сглаживания (SES) и методом экспоненциального сглаживания, который учитывает тренд.
РЕЗУЛЬТАТЫ
На рисунке 1 представлены данные, характеризующие показатели приема иностранных граждан по медицинским направлениям подготовки и специальностям в 2021–2024 гг. При анализе не учитывались иностранные граждане и лица без гражданства, принятые на обучение в соответствии с квотой, установленной Правительством Российской Федерации.
Анализ данных о приеме иностранных граждан на медицинские направления подготовки выявил следующую динамику: в 2021 г. было зачислено 13 515 человек, в 2022 г. – 18 277 человек, в 2023 г. – 23 647 человек, а в 2024 г. – 23 382 человека. Доля студентов, зачисленных на медицинские специальности, от общего числа иностранцев, поступивших на программы специалитета, составила 76,3 % в 2021 г., 79,2 % в 2022 г., 84,8 % в 2023 г. и 85,2 % в 2024 г. В общей структуре приема иностранных студентов по всем направлениям подготовки доля медицинских специальностей увеличилась с 14,9 % в 2021 г. до 21,6 % в 2023 г., после чего наблюдалось незначительное снижение до 19,8 % в 2024 г. Прирост количества принятых студентов год к году составил +4762 человека (+35,2 %) в 2022 г., +5370 человек (+29,4 %) в 2023 г. и -265 человек (-1,1 %) в 2024 г., что свидетельствует о замедлении темпов роста в последний год анализируемого периода.
На рисунке 2 представлена динамика численности иностранных студентов, обучающихся по медицинским направлениям подготовки и специальностям в период с 2021 по 2024 г. Данные, представленные на рисунке, не включают иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, обучение которых осуществляется в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации на образование иностранных граждан и лиц без гражданства.
Динамика численности иностранных студентов, обучающихся по медицинским направлениям, демонстрирует положительную тенденцию. Суммарно на медицинских направлениях подготовки обучались 57 394 человека в 2021 г., 68 047 – в 2022 г., 75 816 – в 2023 г. и 79 709 – в 2024 г., что составило 77,6, 79,6, 81,9 и 83,0 % соответственно от общего числа иностранцев, обучавшихся по программам специалитета. В общей структуре количества иностранцев, проходивших обучение по всем направлениям подготовки, медицинские специальности составляли 20,4 % в 2021 г., 21,8 % в 2022 г., 24,1 % в 2023 г. и 24,0 % в 2024 г. соответственно. Изменение количества обучающихся год к году составило +10 653 человека (+18,6 %) в 2022 г., +7769 человек (+11,4 %) в 2023 г. и +3893 человека (+5,1 %) в 2024 г.
На рисунке 3 представлены данные о выпуске иностранных специалистов по медицинским направлениям подготовки в 2021–2024 гг. При анализе не учитывались иностранные граждане и лица без гражданства, принятые на обучение в соответствии с квотой, установленной Правительством Российской Федерации.
Анализ динамики выпуска иностранных студентов по медицинским специальностям выявил положительную тенденцию в период с 2021 по 2024 г. Общее количество выпускников-иностранцев по медицинским направлениям последовательно возрастало: в 2021 г. было выпущено 5439 чел., в 2022 г. – 7275, в 2023 г. – 9309 и в 2024 г. – 9945 чел., что составило 75,9, 79,6, 84,8 и 85,1 % соответственно от общего выпуска иностранцев по программам специалитета. В общей структуре выпуска иностранных студентов по всем направлениям подготовки медицинские специальности также демонстрируют устойчивый рост и увеличение своей доли. Доля медицинских специальностей в общем выпуске иностранных студентов составила 12,5 % в 2021 г., 14,7 % в 2022 г., 17,5 % в 2023 г. и 19,8 % в 2024 г. Анализ динамики прироста количества выпускников показывает замедление темпов роста в 2024 г. Годовой прирост количества выпускников составил +1863 человека (+33,8 %) в 2022 г., +2034 человека (+28,0 %) в 2023 г. и +636 человек (+6,8 %) в 2024 г.
На рисунке 4 представлено изменение числа иностранцев и лиц без гражданства, зачисленных на отдельные медицинские направления подготовки в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в 2021–2024 гг.
Анализ динамики приема иностранных граждан и лиц без гражданства на медицинские направления подготовки в рамках установленной квоты выявил неоднородную тенденцию в период с 2018 по 2024 г. Общее количество зачисленных на медицинские специальности в рамках квоты демонстрировало рост с 2018 по 2023 г., а в 2024 г. наблюдалось некоторое снижение: в 2018 г. был принят 891 человек, в 2019 г. – 968, в 2020 г. – 1223, в 2021 г. – 1286, в 2022 г. – 1606, в 2023 г. – 1847 и в 2024 г. – 1697 человек, что составило 63,8, 66,6, 71,1, 72,9, 65,3, 74,4 и 71,5% от числа иностранцев и лиц без гражданства, зачисленных по квоте на обучение по программам специалитета, соответственно. В общей структуре количества иностранцев и лиц без гражданства, зачисленных по квоте на все направления подготовки, медицинские специальности составляли 9,1 % в 2018 г., 9,4 % в 2019 г., 10,4 % в 2020 г., 10,9 % в 2021 г., 10,1 % в 2022 г., 11,7 % в 2023 г. и 9,6 % в 2024 г.
На рисунке 5 представлено изменение числа иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся на отдельных медицинских направлениях подготовки в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в 2021–2024 гг.
Анализ данных о распределении квотных мест для иностранных граждан и лиц без гражданства в российских вузах выявил отчетливую тенденцию роста интереса к медицинским направлениям подготовки в период с 2018 по 2024 г. Суммарно на медицинских направлениях подготовки в соответствии с квотой обучались 3762 человека в 2018 г., 4045 – в 2019 г., 4457 – в 2020 г., 4856 – в 2021 г., 5551 – в 2022 г., 6231 – в 2023 г. и 6740 – в 2024 г., что составило 55,6, 59,5, 63,7, 69,0, 69,4, 71,6 и 71,9 % от числа иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся по квоте на программах специалитета, соответственно. В общей структуре количества иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся по квоте на всех направлениях подготовки, медицинские специальности составляли 12,4 % в 2018 г., 13,1 % в 2019 г., 13,3 % в 2020 г., 13,8 % в 2021 г., 13,9 % в 2022 г., 14,4 % в 2023 г. и 14,1 % в 2024 г.
На рисунке 6 представлено изменение выпуска иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся на отдельных медицинских направлениях подготовки в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в 2021–2024 гг.
Данные о выпуске иностранных граждан и лиц без гражданства, обучавшихся по квоте на медицинских направлениях подготовки, демонстрируют нестабильную динамику с 2018 по 2024 г. Суммарно данный показатель составил 432 человека в 2018 г., 409 – в 2019 г., 528 – в 2020 г., 552 – в 2021 г., 504 – в 2022 г., 600 – в 2023 г. и 583 – в 2024 г., что составило 53,5, 46,0, 46,7, 55,0, 55,1, 65,0 и 68,1 % от выпуска иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся по программам специалитета в соответствии с квотой, соответственно. В общей структуре выпуска иностранцев и лиц без гражданства, обучавшихся в соответствии с квотой на всех направлениях подготовки, медицинские специальности составляли 6,1 % в 2018 г., 5,6 % в 2019 г., 7,6 % в 2020 г., 7,7 % в 2021 г., 6,9 % в 2022 г., 8,2 % в 2023 г. и 7,7 % в 2024 г.

Рис. 1. Динамика приема иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки и специальностям, 2021–2024 гг.
Fig. 1. Dynamics of admission of foreign students in medical fields of training and specialties, 2021–2024

Рис. 2. Динамика численности иностранных студентов на медицинских направлениях подготовки и специальностях, 2021–2024 гг.
Fig. 2. Dynamics of the number of foreign students in medical fields of study and specialties, 2021–2024

Рис. 3. Динамика выпуска иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки и специальностям, 2021–2024 гг.
Fig. 3. Dynamics of graduation of foreign students in medical fields of training and specialties, 2021–2024

Рис. 4. Динамика приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по медицинским направлениям подготовки и специальностям
Fig. 4. Dynamics of admission of foreign citizens and stateless persons, including compatriots living abroad, in accordance with the quota established by the Government of the Russian Federation for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in medical fields of training and specialties

Рис. 5. Динамика численности иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по медицинским направлениям подготовки и специальностям
Fig. 5. Dynamics of the number of foreign citizens and stateless persons, including compatriots living abroad, studying in accordance with the quota established by the Government of the Russian Federation for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in medical fields of training and specialties

Рис. 6. Динамика выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, обучавшихся в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по медицинским направлениям подготовки и специальностям
Fig. 6. Dynamics of graduation of foreign citizens and stateless persons, including compatriots living abroad, who studied in accordance with the quota established by the Government of the Russian Federation for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation in medical fields of training and specialties
ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный анализ статистических данных за 2018–2024 гг. позволяет выявить отчетливую тенденцию к росту численности иностранных обучающихся, осваивающих образовательные программы по медицинским направлениям подготовки в российских вузах. Медицинские специальности стабильно сохраняют лидирующие позиции в структуре приема, контингента и выпуска иностранных студентов, составляя от 20 до 24 % от общего числа иностранных обучающихся в Российской Федерации. Это подтверждает высокую привлекательность российского медицинского образования на международном рынке образовательных услуг.
Проведенный анализ позволяет оценить перспективные масштабы присутствия иностранных студентов на медицинских направлениях в России к 2030 г. С учетом текущих показателей приема (порядка 23–24 тысяч студентов в год) и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям (5–6 лет), а также опираясь на данные линейной модели роста, расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тысяч человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Этот сценарий предполагает сохранение текущих тенденций и отсутствие существенных изменений во внешней среде. Учитывая, что с 2023 г. Правительством Российской Федерации установлена квота на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в 30 тысяч человек4 по всем направлениям подготовки, можно прогнозировать численность более 4 тысяч студентов, обучающихся на отдельных медицинских направлениях подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета к 2030 г.
Однако при прогнозировании численности иностранных студентов к 2030 г. необходимо учитывать не только данные о приеме, но и динамику выпуска, а также показатели отчисления студентов. Существенное различие между количеством поступивших и окончивших обучение демонстрирует пример специальности «Лечебное дело»: в 2018 г. было зачислено 678 иностранных студентов, обучающихся в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, в то время как выпуск 2024 г. составил лишь 454 человека, что соответствует убыли контингента на 33 %. Это расхождение, вероятно, связано с отчислениями и другими факторами, влияющими на численность контингента в процессе обучения, и обусловлено трудностями адаптации и низким уровнем базовой подготовки абитуриентов. Для решения последней проблемы российские медицинские университеты развивают направление довузовской подготовки иностранных абитуриентов, а также включают выравнивающие курсы в образовательный процесс по основным профессиональным образовательным программам.
Учет этих данных, а также использование более сложных моделей, учитывающих динамику приема, выпуска и отчисления, позволяет скорректировать прогноз. Принимая во внимание указанные факторы, можно ожидать, что количество иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям, составит порядка 116–117 тысяч человек к 2030 г. Важно отметить, что при данном сценарии доля студентов-медиков составит около 23 % от целевого показателя в 500 тысяч иностранных студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки в Российской Федерации, установленного в рамках национальных целей развития.
Данные результаты подчеркивают необходимость дальнейшей поддержки и развития программ по привлечению и адаптации иностранных обучающихся. Следует рассмотреть не только возможности по обеспечению более полного выпуска студентов – сократить число отчисленных, но и меры, направленные на привлечение новых обучающихся.
Несмотря на существующий потенциал, дальнейшее увеличение экспорта российского медицинского образования сталкивается с рядом существенных ограничений, формирующих определенные барьеры для его динамичного развития. Эти барьеры можно условно разделить на макро- и микрориски. Макрориски связаны с позиционированием российского медицинского образования в глобальной системе и обусловлены геополитической нестабильностью, оказывающей негативное влияние на привлекательность российского образования для иностранных студентов, затрудняя процессы набора, оформления виз и снижая доверие к системе образования, особенно среди студентов из стран со сложными политическими отношениями с Россией. Также свой вклад вносит усиление конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, где активно развивают медицинское образование такие страны, как Индия, Турция и Китай, предлагающие конкурентоспособные программы по более привлекательным ценам и с более удобными условиями. Ограниченная международная академическая мобильность, а также осложненное участие российских университетов в международных программах обмена и сотрудничества снижают привлекательность российского медицинского образования для студентов, ориентированных на международную карьеру.
Микрориски, связанные с деятельностью образовательных медицинских организаций, включают в себя увеличение стоимости обучения и проживания, недостаточное оснащение общежитиями, недостаточное развитие клинической базы в отдельных университетах и слабую интеграцию иностранных студентов в университетскую среду – из-за языкового барьера, культурных различий и недостаточной поддержки в адаптации. Дополнительным фактором является недостаточное владение английским языком профессорско-преподавательским составом, что затрудняет проведение занятий на английском языке.
Страны-лидеры международного медицинского образования предлагают широкий спектр программ с полным (Германия, Великобритания)5 6 или частичным (Китай)7 покрытием стоимости обучения за счет различных стипендиальных программ с последующим трудоустройством. На этом фоне конкурентоспособность российского медицинского образования во многом определяется неполной информированностью потенциальных иностранных абитуриентов о его преимуществах, включая высокое качество подготовки, доступную стоимость обучения и наличие современных клинических баз, а также возможности обучения в рамках квотной программы Правительства Российской Федерации.
Существенным препятствием для эффективного продвижения российского медицинского образования является отсутствие комплексной и активной маркетинговой стратегии. Недостаточная представленность российских вузов на международных образовательных выставках и конференциях, а также ограниченное использование современных цифровых инструментов для привлечения абитуриентов усугубляют эту проблему. В ряде стран разработаны и успешно функционируют специализированные цифровые платформы8, предоставляющие полную информацию об образовательных программах, университетах, а также о различных аспектах пребывания в стране (варианты проживания, стоимость жизни, возможности трудоустройства для выпускников и т. д.). В настоящее время Министерством высшего образования и науки Российской Федерации проводится работа по запуску обновленного портала Study in Russia9, предназначенного стать единым окном для изучения возможностей о получении высшего образования в Российской Федерации иностранными абитуриентами. Информация про российские университеты, обучение в которых возможно за счет средств бюджета Российской Федерации в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, размещена на портале Education in Russia10. Развитие современной цифровой инфраструктуры, в том числе создание аналогичных платформ, специализирующихся на медицинском образовании, является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения абитуриентов из различных стран.
Сегодня экспорт российского медицинского образования происходит в условиях геополитической напряженности. Ограничен доступ к международным образовательным выставкам и конференциям (участие в которых является важным инструментом для продвижения российского образования), затруднено международное сотрудничество с зарубежными университетами и организациями. Геополитическая напряженность в целом может создавать негативный имидж для российского образования.
Кроме того, несмотря на предпринимаемые усилия по повышению привлекательности российского образования, усложнение процедур получения виз и регистрации для иностранных граждан создает существенные препятствия для притока иностранных студентов. Длительные сроки, высокие требования и бюрократические процедуры могут негативно влиять на выбор иностранных абитуриентов. Для достижения стратегических целей в области международного образования необходимо упростить и ускорить процессы оформления документов, обеспечивающих законные въезд и пребывание иностранных студентов в Российской Федерации [5].
Признание российских дипломов о высшем медицинском образовании в различных странах мира варьируется. В то время как многие страны признают российские дипломы, в некоторых регионах (США, Канада, Великобритания, страны – члены Евросоюза) существуют определенные требования и условия, которые необходимо учитывать выпускникам российских медицинских вузов11. Несоответствие образовательных программ международным стандартам, таким как стандарты Всемирной федерации медицинского образования (World Federation for Medical Education (WFME)12, может снижать привлекательность российского медицинского образования для абитуриентов из определенных регионов мира (Южная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка).
Иностранные студенты, получившие медицинское образование в Российской Федерации, сталкиваются с необходимостью подтверждения своей квалификации на родине, что требует прохождения процедуры нострификации или сдачи квалификационных экзаменов. Таким образом, успешное завершение обучения в российском вузе не гарантирует автоматического признания диплома и требует дополнительных усилий со стороны выпускников. Несмотря на то что отдельные российские университеты предпринимают усилия по получению признания в различных странах, отсутствие единой системы взаимопризнания дипломов создает неопределенность и дополнительные трудности для иностранных студентов.
Без унифицированной системы признания дипломов студенты вынуждены ориентироваться на требования регуляторных органов в своих странах. Некоторые страны пересматривают списки признанных российских вузов и ужесточают экзаменационные требования, что побуждает студентов к дополнительной подготовке, в том числе к изучению медицинской терминологии на английском или родном языке, для успешного прохождения процедуры нострификации. Данная проблема, хотя и выходит за рамки периода обучения в России, оказывает значительное влияние на мотивацию иностранных студентов и может вызывать тревогу относительно ценности и востребованности получаемого образования [2]. В связи с этим создание эффективной системы взаимного признания квалификаций между Россией и другими странами представляется важной задачей для повышения привлекательности российского медицинского образования и обеспечения успешной профессиональной реализации выпускников.
Языковые и культурные барьеры представляют собой значительный вызов для развития экспорта российского медицинского образования и фактор, снижающий его привлекательность для иностранных абитуриентов. Низкий уровень владения русским языком среди абитуриентов из стран дальнего зарубежья, дефицит англоязычных программ в российских медицинских вузах, нехватка адаптационной поддержки делают языковые и культурные барьеры важнейшим вызовом для экспорта образования и фактором, снижающим привлекательность отечественного медицинского образования.
Так, более 80 % иностранных первокурсников ощущают серьезный языковой барьер, что отрицательно сказывается на усвоении учебного материала [6]. Преподавание на английском языке частично решает проблему, но требует высокой языковой квалификации педагогов [7]. Недостаточное владение английским языком преподавателями снижает качество обучения на англоязычных программах. В ответ на это некоторые вузы начали организовывать языковые курсы для преподавателей и переводить электронные ресурсы на английский язык [6].
Ограниченное участие в клинической практике связано с трудностями общения с пациентами на русском языке и недостаточным доверием со стороны медицинского персонала. Препятствием выступают также культурные различия в модели общения «врач–пациент». Некоторые вузы внедряют модель «пациент–студент–преподаватель» для постепенного включения иностранцев в практику [8].
Переезд в другую страну сопровождается аккультурационным стрессом – психологическим напряжением, возникающим при адаптации к новой культуре. В исследованиях фиксируется высокий уровень тревожности и депрессии у иностранных студентов, особенно в первые годы обучения [9]. В одном из исследований 84,5 % студентов из 49 стран, обучающихся в российских медицинских вузах, сообщили о негативном опыте, связанном с адаптацией, включая климат, инфраструктуру, культурные различия, а также проявления дискриминации [10]. При этом более 50 % иностранных студентов становились участниками межкультурных конфликтов или недоразумений. Наставнические программы, вводные тренинги и назначение кураторов из числа старшекурсников способствуют снижению уровня стресса и ускоряют адаптацию [11].
Еще одним существенным препятствием для развития экспорта российского медицинского образования является проблема обеспечения иностранных студентов доступным и комфортным жильем. Дефицит мест в общежитиях, особенно в крупных городах, где сосредоточено большинство медицинских вузов, представляет собой одну из наиболее острых проблем. По данным Минобрнауки России, в крупных городах, включая Москву, разрыв между числом нуждающихся в заселении и фактическим количеством доступных койко-мест достигает десятков тысяч13. В условиях устойчивого роста численности иностранных студентов эта проблема обостряется. Вынужденная аренда жилья на коммерческой основе приводит к увеличению финансовых расходов студентов, что может негативно сказаться на их учебной мотивации и уровне жизни. Кроме того, проживание вне общежития усугубляет бытовую дезадаптацию и создает предпосылки для социальной изоляции, затрудняя интеграцию иностранных студентов в университетскую среду и российское общество в целом.
Дополнительные трудности создают особенности быта и уклада жизни в общежитиях, не всегда учитывающие культурные, религиозные и гастрономические предпочтения студентов из Юго-Восточной Азии и мусульманских стран. Кроме того, такие аспекты повседневной жизни, как недостаточное разнообразие рациона в вузовских столовых, ограниченная доступность халяль- и вегетарианских блюд, а также непривычные климатические условия усугубляют аккультурационный стресс [6].
Следует подчеркнуть, что адаптация иностранных студентов в российских медицинских вузах – комплексный и многоуровневый процесс, от успешности которого зависит как академическая успеваемость будущих врачей, так и их личное благополучие. Все группы описанных выше трудностей взаимосвязаны и усиливают друг друга: например, административные проблемы без знания языка преодолеть сложно, а социальная изоляция усиливает психологический стресс. В контексте стратегических задач по увеличению числа иностранного контингента российских университетов необходимо параллельно внедрять и меры поддержки и адаптации: языковые курсы (включая русский разговорный и медицинский русский), а также программы наставничества, где за каждой группой иностранцев закрепляются опытные кураторы. Важно развивать у студентов навыки межкультурной коммуникации и толерантность – этому способствуют как специальные тренинги, так и мультикультурная среда самого вуза14.
Перспективы дальнейшего роста численности иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям в Российской Федерации, напрямую зависят от реализации комплекса мер, направленных на интернационализацию российского медицинского образования и повышение его привлекательности на международном рынке образовательных услуг. Важную роль играет также создание устойчивой инфраструктуры академической и социальной адаптации иностранных студентов, включающей языковую, психологическую и бытовую поддержку – что, безусловно, снизит шанс отчислений студента до завершения образования.
Важно отметить, что государство предпринимает шаги, направленные на упрощение административных процедур, регулирующих пребывание иностранных студентов в Российской Федерации. Упрощение визовых процедур, предоставление права на трудоустройство, и планы по созданию цифрового профиля студента способствуют снижению административных барьеров и позволяют студентам сосредоточиться на учебной деятельности15.
Решение проблем адаптации иностранных студентов принесет взаимную выгоду: учащиеся получат качественное образование и комфортные условия для самореализации, а вузы – выпускников, лояльных к России и готовых стать своего рода послами российского образования за рубежом.
В перспективе нацеленность на адаптацию будет все более актуальна, учитывая цель довести число иностранных студентов до 500 тысяч к 2030 г. В этих условиях накопленный опыт исследований и практик адаптации представляет большую ценность и должен учитываться при разработке образовательной политики и конкретных программ. Успешная адаптация иностранных студентов не только решает текущие проблемы, но и способствует интернационализации российского высшего образования, повышая его конкурентоспособность и престиж на мировой арене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, несмотря на сохраняющийся высокий интерес иностранных студентов к медицинскому образованию в Российской Федерации, для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация активных и целенаправленных мер, направленных на поддержание и усиление этой тенденции. В противном случае существует риск замедления темпов прироста или даже стагнации, что может негативно сказаться на достижении национальных целей развития и укреплении позиций России на международном рынке образовательных услуг. Для минимизации рисков необходима разработка и реализация комплексной стратегии, направленной на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для обучения и проживания иностранных студентов.
1. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/?ysclid=mf2nhkinrc709333788 (дата обращения: 11.08.2025).
2. Письмо Минобрнауки России от 14.06.2024 № МН-6/1401 «О повторном направлении методических рекомендаций» (вместе с «Ме-тодическими рекомендациями для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по содействию адаптации студентов из числа иностранных граждан, в том числе по их приобщению к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-14062024-n-mn-61401-o-povtornom/?ysclid=mf2nlcyy2v424604766 (дата обращения: 11.08.2025).
3. Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 11.08.2025).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/75091924/?ysclid=mf2o4nymlh720338254 (дата обращения: 11.08.2025).
5. Study in Germany. Scholarships in Germany for International Students 2025. URL: https://www.studying-in-germany.org/scholarships (дата обращения: 11.08.2025).
6. Study in the UK. Scholarships and funding. Fully Funded Scholarship to Study Medicine in UK for International Students. URL: https://study-uk.britishcouncil.org/scholarships-funding (дата обращения: 11.08.2025).
7. MBBS Scholarships In China Top 45 Chinese Universities Offering in 2025. URL: https://www.chinesescholarshipcouncil.com/mbbs-in-china (дата обращения: 11.08.2025).
8. Study in the UK. URL: https://study-uk.britishcouncil.org (дата обращения: 11.08.2025).
Study in Germany. URL: https://www.study-in-germany.com/en (дата обращения: 11.08.2025).
9. Study in Russia. https://studyinrussia.ru (дата обращения: 11.08.2025).
10. Education in Russia. URL: https://education-in-russia.com (дата обращения: 11.08.2025).
11. Educational Commission for Foreign Medical Graduates. URL: https://www.ecfmg.org (дата обращения: 11.08.2025).
Validity of Russian MBBS degree across the world. URL: https://www.mbbsdirect.com/validity-of-russian-mbbs-degree (дата обращения: 11.08.2025).
12. НУ «Независимое агентство аккредитации и рейтинга». Реестр аккредитованных в IAAR организаций образования и образовательных программ. URL: https://iaar.agency/registry (дата обращения: 11.08.2025).
13. ТАСС. В студенческих общежитиях Москвы не хватает 25–30 тыс. мест. URL: https://tass.ru/obschestvo/23104091 (дата обращения: 11.08.2025).
14. Письмо Минобрнауки России от 14.06.2024 № МН-6/1401 «О повторном направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по содействию адаптации студентов из числа иностранных граждан, в том числе по их приобщению к традиционным российским духовно-нравственным ценностям»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-14062024-n-mn-61401-o-povtornom/?ysclid=mf2oxgpsfy300682675 (дата обращения: 11.08.2025).
15. Парламентская газета. В России появится цифровой профиль иностранного студента. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-poyavitsya-cifrovoy-profil-inostrannogo-studenta.html (дата обращения: 11.08.2025).
Список литературы
1. Anand S., Bärnighausen T. Human resources and health outcomes: cross-country econometric study. Lancet. 2004; 364(9445): 1603–1609. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(04)17313-3. PMID: 15519630
2. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. Вестник Удмуртского университета. 2017; 27(3): 21–26. EDN: YTPELB
3. Чумаков В.И., Фарманян Р.Р. Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023; 22(S2): 3609. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3609. EDN: CVJARG
4. Литвинова М.М., Хамидулина М.С., Литвинова Т.М. и др. Моделирование здоровья – инновационная образовательная программа лечебного дела. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2025; 35(2): 7–17. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17. EDN: GJIGYT
5. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе. Университетское управление: практика и анализ. 2022; 26(2): 105–113. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016. EDN: KVJYYQ
6. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза. Знание. Понимание. Умение. 2020; 2: 175–185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16. EDN: VAPVIY
7. Каримсакова А.С., Кузембаева Г.А., Купенова А.А. и др. Проблемы обучения иностранных студентов на английском языке (на примере ЗКМУ имени М. Оспанова). Медицинский журнал Западного Казахстана. 2019: 2(61): 131–140. EDN: UIHJFR
8. Ибрагим Ю.М., Бондаренко Д.С. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе в России. Молодежный Инновационный Вестник. 2023; 12(S2): 650–654. EDN: PCMXYE
9. Iorga M., Soponaru C., Muraru I.D., et al. Factors Associated with Acculturative Stress among International Medical Students. Biomed Res Int. 2020: 2564725. https://doi.org/10.1155/2020/2564725. PMID: 32685456
10. Ali Y.A., Hussein R.S., Mostafa N.S., Manzour A.F. Factors associated with acculturative stress among international medical students in an Egyptian university. BMC Med Educ. 2024; 24(1): 1009. https://doi.org/10.1186/s12909-024-05947-5. PMID: 39278899
11. Lenart I., Markovina I. Cultural and Linguistic Adaptation of International Students at Russian Medical Universities: A Narrative Case Study. Forum for Linguistic Studies. 2025; 7(2): 409–432. https://doi.org/10.30564/fls.v7i2.8214
Об авторах
М. Ю. БровкоРоссия
Бровко Михаил Юрьевич – д-р мед. наук, проректор по международной деятельности, профессор кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
М. С. Тараткин
Россия
Тараткин Марк Сергеевич – канд. мед. наук, младший научный сотрудник Института урологии и репродуктивного здоровья; начальник отдела академического сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
П. П. Потапов
Россия
Потапов Павел Петрович – ассистент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; главный специалист отдела академического сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
К. С. Воронин
Россия
Воронин Константин Сергеевич – старший преподаватель кафедры химии; заместитель директора Института международного образования
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
В. И. Шоломова
Россия
Шоломова Виктория Игоревна – канд. мед. наук, доцент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; заместитель начальника управления международного сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
Т. А. Татаринова
Россия
Татаринова Татьяна Алексеевна – директор Института Международного образования; ассистент кафедры Высшей школы управления здравоохранением
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
Рецензия
Для цитирования:
Бровко М.Ю., Тараткин М.С., Потапов П.П., Воронин К.С., Шоломова В.И., Татаринова Т.А. Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы. Национальное здравоохранение. 2025;6(3):46-57. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
For citation:
Brovko M.Yu., Taratkin M.S., Potapov P.P., Voronin K.S., Sholomova V.I., Tatarinova T.A. Export of Russian medical education: challenges and prospects. National Health Care (Russia). 2025;6(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57














