Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Профессиографирование специальностей ординатуры как инструмент профориентации в здравоохранении

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65

Аннотация

Система здравоохранения испытывает кадровый дефицит, обусловленный в том числе оттоком молодых кадров. В связи с этим важно обеспечить молодым специалистам качественную профессиональную ориентацию при выборе ординатуры для высокой приверженности профессии в будущем. Цель. Провести профессиографирование специальностей ординатуры укрупненной группы 31.00.00 «Клиническая медицина» через описание особенностей труда врачей по соответствующим специальностям. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 908 врачей 57 клинических специальностей. Респонденты оценивали различные аспекты своей учебной/трудовой деятельности в соответствии со специальностью ординатуры. Анализ данных проводился с применением кластеризации методом k-средних. Результаты. В ходе исследования респонденты были разделены на три кластера, различающиеся по особенностям трудовой деятельности. Врачи первого кластера редко сталкиваются с эмоциональными переживаниями пациентов и чаще работают в стабильных условиях без ночных смен. Врачи второго кластера чаще работают с эмоциональными переживаниями пациентов, сталкиваются с более нестабильным графиком работы и используют в работе сложные мануальные навыки и оборудование. Врачи третьего кластера также часто сталкиваются с эмоциональными переживаниями пациентов, но работают в более щадящем режиме, например без ночных смен и обязательных дежурств. Заключение. Профессиональная деятельность врачей внутри укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» может значительно различаться. Полученные результаты могут быть использованы для создания более точных инструментов профориентации, которые учтут особенности труда в различных медицинских специальностях и помогут абитуриентам организаций, реализующих образовательную деятельность по программам ординатуры, более обоснованно подходить к выбору специальности, сопоставляя реальные условия работы врачей и собственные представления о наиболее предпочтительных вариантах организации труда.

Об авторах

А. В. Рогачева
ООО «МедИнвестГрупп»
Россия

Рогачева Анастасия Викторовна – руководитель отдела образования 

ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112 



В. И. Ледовский
ООО «МедИнвестГрупп»
Россия

Ледовский Владислав Игоревич – специалист отдела образования 

ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112 



П. С. Твилле
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Твилле Полина Сергеевна – канд. мед. наук, ассистент Института лидерства и управления здравоохранением 

 ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048 



В. В. Мадьянова
ЧУЗ «ЦКБ “РЖД-Медицина”»
Россия

Мадьянова Виктория Вячеславовна – д-р мед. наук, ведущий эксперт Центральной дирекции здравоохранения – заместитель директора ЦКБ «РЖД-Медицина» 

 ул. Часовая, д. 20, г. Москва, 125315 



Р. В. Ершова
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Россия

Ершова Регина Вячеславовна – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии и педагогики 

 ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 117198 



Список литературы

1. Канева Д.А., Тарараева Т.Ю., Бреусов А.В., Максименко Л.В. Проблема дефицита врачебных кадров в здравоохранении России: причины и пути решения (литературный обзор). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024; 1: 747–767. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-1-747-767. EDN: JOUVCC

2. Твилле П.С., Ледовский В.И., Сирота Н.А. и др. Распространенность синдрома эмоционального выгорания врачей-ординаторов в Российской Федерации: анализ факторов и подходы к профилактике. Консультативная психология и психотерапия. 2024; 32(2): 171–192. https://doi.org/10.17759/cpp.2024320209

3. Хальфин Р.А., Смольникова П.С., Столкова А.С. Профессиональное выгорание медицинских работников: актуальный вопрос управления системой здравоохранения. Национальное здравоохранение. 2023; 4(2): 40–46. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2023.4.2.40-46

4. Чернышев В.М., Воевода М.И., Айзман Р.И. и др. Профориентация как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении. Сибирский научный медицинский журнал. 2021; 41(1): 130–139. https://doi. org/10.18699/SSMJ20210114. EDN: LJMICF

5. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Желательные виды будущей профессиональной деятельности студентов-медиков. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(2): 85–106. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-85-106. EDN: QCPWNF

6. Карпов А.А. Теория и практика психологического анализа деятельности: монография. Ярославль: Филигрань, 2021. 316 с. ISBN 978-5-6047382-1-4. EDN: UXYBTO

7. Ladha F.A., Pettinato A.M., Perrin A.E. Medical student residency preferences and motivational factors: a longitudinal, single-institution perspective. BMC Medical Education. 2022; 22(1): 187. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03244-7. PMID: 35300656; PMCID: PMC8929265

8. Weissman C., Zisk-Rony R.Y., Avidan A., et al. Challenges to the Israeli healthcare system: attracting medical students to primary care and to the periphery. Israel Journal of Health Policy Research. 2018; 7(1): 28. https://doi.org/10.1186/s13584-018-0218-z. PMID: 29843802; PMCID: PMC5975704

9. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019; 2: 53–56. EDN: YZFIDB

10. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019; 10(3): 36–43. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13004. EDN: FVUUFZ

11. Новикова Т.О., Потапова Е.А., Сахно Л.В., Колтунцева И.В. Особенности профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(4): 84–97. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97. EDN: DCQBPQ

12. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В. и др. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей. Педиатр. 2014; 5(2): 95– 101. https://doi.org/10.17816/PED5295-101. EDN: SLRAPD


Рецензия

Для цитирования:


Рогачева А.В., Ледовский В.И., Твилле П.С., Мадьянова В.В., Ершова Р.В. Профессиографирование специальностей ординатуры как инструмент профориентации в здравоохранении. Национальное здравоохранение. 2025;6(2):56-65. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65

For citation:


Rogacheva A.V., Ledovskiy V.I., Tuillet P.S., Madyanova V.V., Ershova R.E. Professiograms of residency specialties as a tool for career guidance in healthcare. National Health Care (Russia). 2025;6(2):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)