Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы
https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
Аннотация
Глобальная конкуренция за человеческий капитал повышает важность экспорта образования, в том числе и для Российской Федерации – в национальные цели развития государства входит достижение числа иностранных студентов до 500 000 к 2030 г. Цель исследования. Провести анализ динамики численности иностранных обучающихся по медицинским направлениям подготовки в российских вузах, в том числе с перспективой до 2030 г., а также дать предложения по подходам к увеличению числа иностранных студентов. Материалы и методы. Данные о приеме, численности и выпуске иностранных студентов по медицинским направлениям подготовки были получены из форм федерального статистического наблюдения «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», размещенных на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Для анализа данных применялись методы статистической обработки; прогнозы получены методами экспоненциального сглаживания. Результаты. Общее количество обучающихся по медицинским специальностям в 2024 г. продемонстрировало рост, составив 79 709 и 6740 человек для внебюджетной и бюджетной форм финансирования обучения, что соответствовало 24 и 14 % от иностранцев по всем направлениям подготовки. С учетом текущих показателей приема и средней продолжительности обучения по медицинским специальностям расчетное количество иностранных студентов на медицинских программах может достигнуть 140–142 тыс. человек к 2030 г. (без учета обучающихся по квоте). Существенное влияние на этот показатель может оказывать количество отчисляемых во время обучения студентов (до 33 % по некоторым специальностям), что требует определенного внимания. Заключение. Сохраняется интерес иностранцев к медицинскому образованию в Российской Федерации, но для обеспечения устойчивого роста в период с 2025 по 2030 г. необходима реализация комплексной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности российского медицинского образования, а также на создание благоприятных условий для иностранных студентов.
Об авторах
М. Ю. БровкоРоссия
Бровко Михаил Юрьевич – д-р мед. наук, проректор по международной деятельности, профессор кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
М. С. Тараткин
Россия
Тараткин Марк Сергеевич – канд. мед. наук, младший научный сотрудник Института урологии и репродуктивного здоровья; начальник отдела академического сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
П. П. Потапов
Россия
Потапов Павел Петрович – ассистент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; главный специалист отдела академического сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
К. С. Воронин
Россия
Воронин Константин Сергеевич – старший преподаватель кафедры химии; заместитель директора Института международного образования
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
В. И. Шоломова
Россия
Шоломова Виктория Игоревна – канд. мед. наук, доцент кафедры внутренних, профессиональных болезней и ревматологии; заместитель начальника управления международного сотрудничества
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
Т. А. Татаринова
Россия
Татаринова Татьяна Алексеевна – директор Института Международного образования; ассистент кафедры Высшей школы управления здравоохранением
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
Список литературы
1. Anand S., Bärnighausen T. Human resources and health outcomes: cross-country econometric study. Lancet. 2004; 364(9445): 1603–1609. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(04)17313-3. PMID: 15519630
2. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг. Вестник Удмуртского университета. 2017; 27(3): 21–26. EDN: YTPELB
3. Чумаков В.И., Фарманян Р.Р. Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023; 22(S2): 3609. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3609. EDN: CVJARG
4. Литвинова М.М., Хамидулина М.С., Литвинова Т.М. и др. Моделирование здоровья – инновационная образовательная программа лечебного дела. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2025; 35(2): 7–17. https://doi.org/10.22416/1382-4376-2025-35-2-7-17. EDN: GJIGYT
5. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Вызовы образовательной миграции на современном этапе. Университетское управление: практика и анализ. 2022; 26(2): 105–113. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.016. EDN: KVJYYQ
6. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза. Знание. Понимание. Умение. 2020; 2: 175–185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16. EDN: VAPVIY
7. Каримсакова А.С., Кузембаева Г.А., Купенова А.А. и др. Проблемы обучения иностранных студентов на английском языке (на примере ЗКМУ имени М. Оспанова). Медицинский журнал Западного Казахстана. 2019: 2(61): 131–140. EDN: UIHJFR
8. Ибрагим Ю.М., Бондаренко Д.С. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе в России. Молодежный Инновационный Вестник. 2023; 12(S2): 650–654. EDN: PCMXYE
9. Iorga M., Soponaru C., Muraru I.D., et al. Factors Associated with Acculturative Stress among International Medical Students. Biomed Res Int. 2020: 2564725. https://doi.org/10.1155/2020/2564725. PMID: 32685456
10. Ali Y.A., Hussein R.S., Mostafa N.S., Manzour A.F. Factors associated with acculturative stress among international medical students in an Egyptian university. BMC Med Educ. 2024; 24(1): 1009. https://doi.org/10.1186/s12909-024-05947-5. PMID: 39278899
11. Lenart I., Markovina I. Cultural and Linguistic Adaptation of International Students at Russian Medical Universities: A Narrative Case Study. Forum for Linguistic Studies. 2025; 7(2): 409–432. https://doi.org/10.30564/fls.v7i2.8214
Рецензия
Для цитирования:
Бровко М.Ю., Тараткин М.С., Потапов П.П., Воронин К.С., Шоломова В.И., Татаринова Т.А. Экспорт российского медицинского образования: вызовы и перспективы. Национальное здравоохранение. 2025;6(3):46-57. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57
For citation:
Brovko M.Yu., Taratkin M.S., Potapov P.P., Voronin K.S., Sholomova V.I., Tatarinova T.A. Export of Russian medical education: challenges and prospects. National Health Care (Russia). 2025;6(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.3.46-57