Профессиографирование специальностей ординатуры как инструмент профориентации в здравоохранении
https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65
Аннотация
Система здравоохранения испытывает кадровый дефицит, обусловленный в том числе оттоком молодых кадров. В связи с этим важно обеспечить молодым специалистам качественную профессиональную ориентацию при выборе ординатуры для высокой приверженности профессии в будущем. Цель. Провести профессиографирование специальностей ординатуры укрупненной группы 31.00.00 «Клиническая медицина» через описание особенностей труда врачей по соответствующим специальностям. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 908 врачей 57 клинических специальностей. Респонденты оценивали различные аспекты своей учебной/трудовой деятельности в соответствии со специальностью ординатуры. Анализ данных проводился с применением кластеризации методом k-средних. Результаты. В ходе исследования респонденты были разделены на три кластера, различающиеся по особенностям трудовой деятельности. Врачи первого кластера редко сталкиваются с эмоциональными переживаниями пациентов и чаще работают в стабильных условиях без ночных смен. Врачи второго кластера чаще работают с эмоциональными переживаниями пациентов, сталкиваются с более нестабильным графиком работы и используют в работе сложные мануальные навыки и оборудование. Врачи третьего кластера также часто сталкиваются с эмоциональными переживаниями пациентов, но работают в более щадящем режиме, например без ночных смен и обязательных дежурств. Заключение. Профессиональная деятельность врачей внутри укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» может значительно различаться. Полученные результаты могут быть использованы для создания более точных инструментов профориентации, которые учтут особенности труда в различных медицинских специальностях и помогут абитуриентам организаций, реализующих образовательную деятельность по программам ординатуры, более обоснованно подходить к выбору специальности, сопоставляя реальные условия работы врачей и собственные представления о наиболее предпочтительных вариантах организации труда.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. РогачеваРоссия
Рогачева Анастасия Викторовна – руководитель отдела образования
ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112
В. И. Ледовский
Россия
Ледовский Владислав Игоревич – специалист отдела образования
ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112
П. С. Твилле
Россия
Твилле Полина Сергеевна – канд. мед. наук, ассистент Института лидерства и управления здравоохранением
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048
В. В. Мадьянова
Россия
Мадьянова Виктория Вячеславовна – д-р мед. наук, ведущий эксперт Центральной дирекции здравоохранения – заместитель директора ЦКБ «РЖД-Медицина»
ул. Часовая, д. 20, г. Москва, 125315
Р. В. Ершова
Россия
Ершова Регина Вячеславовна – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии и педагогики
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 117198
Список литературы
1. Канева Д.А., Тарараева Т.Ю., Бреусов А.В., Максименко Л.В. Проблема дефицита врачебных кадров в здравоохранении России: причины и пути решения (литературный обзор). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024; 1: 747–767. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-1-747-767. EDN: JOUVCC
2. Твилле П.С., Ледовский В.И., Сирота Н.А. и др. Распространенность синдрома эмоционального выгорания врачей-ординаторов в Российской Федерации: анализ факторов и подходы к профилактике. Консультативная психология и психотерапия. 2024; 32(2): 171–192. https://doi.org/10.17759/cpp.2024320209
3. Хальфин Р.А., Смольникова П.С., Столкова А.С. Профессиональное выгорание медицинских работников: актуальный вопрос управления системой здравоохранения. Национальное здравоохранение. 2023; 4(2): 40–46. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2023.4.2.40-46
4. Чернышев В.М., Воевода М.И., Айзман Р.И. и др. Профориентация как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении. Сибирский научный медицинский журнал. 2021; 41(1): 130–139. https://doi. org/10.18699/SSMJ20210114. EDN: LJMICF
5. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Желательные виды будущей профессиональной деятельности студентов-медиков. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(2): 85–106. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-85-106. EDN: QCPWNF
6. Карпов А.А. Теория и практика психологического анализа деятельности: монография. Ярославль: Филигрань, 2021. 316 с. ISBN 978-5-6047382-1-4. EDN: UXYBTO
7. Ladha F.A., Pettinato A.M., Perrin A.E. Medical student residency preferences and motivational factors: a longitudinal, single-institution perspective. BMC Medical Education. 2022; 22(1): 187. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03244-7. PMID: 35300656; PMCID: PMC8929265
8. Weissman C., Zisk-Rony R.Y., Avidan A., et al. Challenges to the Israeli healthcare system: attracting medical students to primary care and to the periphery. Israel Journal of Health Policy Research. 2018; 7(1): 28. https://doi.org/10.1186/s13584-018-0218-z. PMID: 29843802; PMCID: PMC5975704
9. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019; 2: 53–56. EDN: YZFIDB
10. Козуля С.В., Лахно В.А., Лахно Д.М. Недостаточная работа по профессиональной ориентации как причина кадрового «голода» в медицине. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019; 10(3): 36–43. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13004. EDN: FVUUFZ
11. Новикова Т.О., Потапова Е.А., Сахно Л.В., Колтунцева И.В. Особенности профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(4): 84–97. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97. EDN: DCQBPQ
12. Микиртичан Г.Л., Чулкова В.А., Пестерева Е.В. и др. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей. Педиатр. 2014; 5(2): 95– 101. https://doi.org/10.17816/PED5295-101. EDN: SLRAPD
Рецензия
Для цитирования:
Рогачева А.В., Ледовский В.И., Твилле П.С., Мадьянова В.В., Ершова Р.В. Профессиографирование специальностей ординатуры как инструмент профориентации в здравоохранении. Национальное здравоохранение. 2025;6(2):56-65. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65
For citation:
Rogacheva A.V., Ledovskiy V.I., Tuillet P.S., Madyanova V.V., Ershova R.E. Professiograms of residency specialties as a tool for career guidance in healthcare. National Health Care (Russia). 2025;6(2):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.56-65