Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации
Аннотация
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COronaVIrus Disease-19, COVID-19) стала новым вызовом перед системой медицинского образования во всем мире. Сложившиеся условия требуют адаптации учебного процесса с целью обеспечения функционирования образовательных организаций, реализации образовательных программ, доступности актуальной информации для врачей всех специальностей, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Анализ реализуемых мероприятий, направленных на адаптацию медицинского образования и противодействие распространению коронавирусной инфекции, с учетом международного опыта позволит в дальнейшем использовать наиболее эффективные практики. В работе представлен обзор нормативных документов и мер, предпринятых Минздравом России в период пандемии в отношении медицинского образования, для обеспечения системы здравоохранения необходимым количеством специалистов, обладающих соответствующими компетенциями, актуальными знаниями и навыками, в том числе по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. В настоящее время сформирован резерв медицинских кадров, обладающих необходимыми компетенциями для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и имеющих возможность непрерывного совершенствования своих знаний в вопросах профилактики, диагностики и лечения пациентов с подозрением или подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции.
Об авторах
И. Н. КаграманянРоссия
д-р. мед. наук, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации
пер. Рахмановский, д.3, ГСП-4, г. Москва, 127994, Россия
И. А. Купеева
Россия
д-р. мед. наук, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении
пер. Рахмановский, д.3, ГСП-4, г. Москва, 127994, Россия
А. И. Тарасенко
Россия
канд. мед. наук, зам. директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении
пер. Рахмановский, д.3, ГСП-4, г. Москва, 127994, Россия
А. О. Ефимова
Россия
канд. мед. наук, научный сотрудник лаборатории фармакологического скрининга
ул. Балтийская, д.8, г. Москва, 125315, Россия
Список литературы
1. Chandratre S. Medical students and COVID-19: challenges and supportive strategies. Journal of medical education and curricular development. – 2020 Jan-Dec; 7: 2382120520935059.
2. Khamees D., Brown C. A., Arribas M., et al. In crisis: medical students in the COVID‐19 pandemic. AEM Education and Training. 2020 Apr 25; 4(3): 284-290.
3. Tanne J.H., Hayasaki E., Zastrow M., et al. Covid-19: how doctors and healthcare systems are tackling coronavirus worldwide. BMJ. 2020; 368: m1090
4. Iyengar K.P., Jain V.K., Vaishya R. Medical doctors in India are on strike: a moral and national conundrum. Postgraduate Medical Journal. Published Online First: 24 November 2020.
5. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса. Развитие образования. 2020; 2(8): 97-100.
6. Оленцов А.В., Оленцова Ю.А. Переход обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса. Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2020; 16: 330-333.
7. Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр. 2020; 11(3): 5-12.
8. Матвеев К.Е., Жиброва Т. В. Современное общество в условиях пандемии. Студент и наука. 2020; 2(13): 114-119.
9. Roussel Y., Raoult D. Influence of conflicts of interest on public positions in the COVID-19 era, the case of Gilead Sciences. New microbes and new infections. 2020; 38: 100710.
10. Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Кобилова Ш.Ш., Неъматов У.С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19. Проблемы педагогики. 2020; 4(49): 66-69.
11. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020; 1(2): 54-58.
12. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 2(38): 8-24.
13. Rose S. Medical student education in the time of COVID 19. JAMA. 2020; 323(21): 2131–2132.
14. Alsoufi A., Alsuyihili A., Msherghi A., et al. Impact of the COVID-19 pandemic on medical education: Medical students’ knowledge, attitudes, and practices regarding electronic learning. PLoS ONE. 2020; 15(11): e0242905.
15. Khasawneh A.I., Humeidan A.A., Alsulaiman J.W., et al. Medical students and COVID-19: knowledge, attitudes, and precautionary measures. A descriptive study from Jordan. Front Public Health. 2020; 8: 253.
16. Mian A., Khan S. Medical education during pandemics: a UK perspective. BMC medicine. 2020; 18(1): 100.
17. Cury P., Pacca F., Miranda S., et al. COVID-19 and medical education in a Brazilian medical school: how to deal with the current complex problems happening in the world? “When life gives you lemons, make lemonade”. MedEdPublish. 2020; 9(1): 195.
18. Rajab M.H., Gazal A.M., Alkattan K. Challenges to online medical education during the COVID-19 pandemic. Cureus. 2020 Jul; 12(7): e8966.
19. McCarthy C., Carayannopoulos K., Walton J. M. COVID-19 and changes to postgraduate medical education in Canada. CMAJ. 2020 Aug 31; 192(35): E1018-E1020.
20. Tokuç B., Varol G. Medical education in Turkey in time of COVID-19. Balkan Med J. 2020 Jul; 37(4): 180-181.
Рецензия
Для цитирования:
Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации. Национальное здравоохранение. 2020;1(1):9-15.