Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Безопасность пациентов как национальный приоритет: от концепции к внедрению в российском здравоохранении

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.5-14

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Вопросы безопасности пациентов являются приоритетными на государственном и международном уровнях. С 2019 г. отмечается Всемирный день безопасности пациентов, целью которого является повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов, снижение вреда для пациентов во всем мире, объединение профессионального сообщества и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов. Российская Федерация принимает активное участие в реализации Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов, который был выпущен ВОЗ в 2021 г. В настоящей статье проведен анализ хода реализации глобальных целей по обеспечению безопасности пациентов Глобального плана действий в системе здравоохранения Российской Федерации: отмечены достигнутые результаты и положительные изменения, выявлены причины текущих затруднений и нерешенных проблем, определены ключевые задачи, а также приоритетные направления дальнейшего развития на ближайшие годы с учетом национального контекста и международных ориентиров.

Для цитирования:


Мурашко М.А., Самойлова А.В., Иванов И.В. Безопасность пациентов как национальный приоритет: от концепции к внедрению в российском здравоохранении. Национальное здравоохранение. 2025;6(2):5-14. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.5-14

For citation:


Murashko M.A., Samoylova A.V., Ivanov I.V. Patient safety as a national priority: from concept to implementation in Russian healthcare. National Health Care (Russia). 2025;6(2):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.5-14

Актуальность

Внимание к вопросам безопасности пациентов значительно возросло во всем мире. Признавая безопасность пациентов в качестве приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-й сессии 25 мая 2019 г. приняла резолюцию WHA 72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов1. Повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов, снижение вреда для пациентов во всем мире, объединение профессионального сообщества и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов, – цель международной организации и национальных органов управления здравоохранением, закрепленная в декларациях Глобальных министерских саммитов по безопасности пациентов (Токио 2018, Джидда 2019)2.

Глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов до 2030 г.3 был утвержден на 74-й сессии ВОЗ в 2021 г. при участии 117 стран, в том числе Российской Федерации. Цель Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов – предоставить стратегические ориентиры для устранения предотвратимого вреда, повышения уровня безопасности и внедрения соответствующих мероприятий на всех уровнях оказания медицинской помощи. В основе Глобального плана лежит согласованное определение безопасности медицинской деятельности как системы организованных действий, направленных на формирование устойчивой культуры, процессов, моделей поведения, технологий и среды, которые обеспечивают системное снижение рисков, предупреждение причинения вреда, а также минимизацию профессиональных ошибок и их последствий. На основе этого документа Всемирная организация здравоохранения рекомендовала странам разработать национальные программы, направленные на достижение семи глобальных целей, охватывающих ключевые аспекты культуры безопасности, управления рисками, профессионального образования, вовлечения пациентов и устойчивости систем здравоохранения.

В течение пяти лет реализации мероприятий многие страны, включая Российскую Федерацию, добились значительного прогресса в повышении безопасности национальных систем здравоохранения. Тем не менее участники 7-го Всемирного министерского саммита (3–4 апреля 2025 года, Манила, Филиппины) признали недостаточную эффективность мероприятий: предотвратимые нежелательные события по-прежнему представляют серьезную угрозу как для пациентов, так и для медицинских работников во всем мире, и призвали к ускоренным и системным действиям, в том числе совместным4.

Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности является стратегической задачей и одним из приоритетов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе сюда входят нормативно-правовое регулирование вопросов качества и безопасности, а также расширение знаний на основе данных доказательной медицины. Благодаря целенаправленным усилиям в России развивается культура безопасности: безопасность перестала рассматриваться исключительно как личная ответственность конкретного исполнителя, а начинает восприниматься как коллективная обязанность всех участников системы здравоохранения, включая медицинский и немедицинский персонал, пациентов и их родственников, страховых медицинских организаций, государства в лице органов управления и контроля. Такой подход стал основой для формирования современной культуры безопасности, в которой приоритет отдается управлению рисками, системному анализу ошибок и постоянному совершенствованию процессов, а не поиску виноватых.

Цель настоящей статьи – проанализировать реализацию глобальных целей по обеспечению безопасности пациентов Глобального плана действий в системе здравоохранения Российской Федерации. В рамках анализа отмечены достигнутые результаты и положительные изменения; выявлены причины текущих затруднений и нерешенных проблем; определены ключевые задачи, а также приоритетные направления дальнейшего развития на ближайшие годы с учетом национального контекста и международных ориентиров.

Определены 7 глобальных целей Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов. Ниже будут описаны вызовы, стоящие перед российским здравоохранением для реализации в нашей стране утвержденного плана действий.

Глобальная цель № 1: добиться нулевого уровня предотвратимых нежелательных событий, связанных с осуществлением медицинской деятельности.

Понятие «нулевого уровня вреда» не означает буквальное отсутствие нежелательных событий (НС) при осуществлении медицинской деятельности. Речь идет о формировании такой системы здравоохранения, в которой каждое потенциально предотвратимое НС своевременно выявляется, проводится его системный анализ с выявлением корневых причин, принимаются упреждающие меры, исключающие повторение аналогичных инцидентов [1]. Таким образом, цель заключается не в наказании за ошибку, а в создании культуры прозрачности, непрерывного обучения и управления рисками, где акцент делается на предотвращение, а не на реакцию постфактум на уже произошедшее событие.

В Российской Федерации определение НС было впервые согласовано публичным обсуждением с профессиональным сообществом и введено в нормативно-правовое регулирование в рамках проекта по разработке и внедрению единых подходов к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, инициированного Росздравнадзором в 2015 г. В приказе Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н5 дано определение и закреплена обязанность медицинской организации выявлять и вести учет НС при осуществлении медицинской деятельности. По инициативе профессионального медицинского сообщества было принято решение использовать термин «нежелательное событие» как обобщающий, включающий в себя все другие близкие по значению понятия, применяемые в мире в системах управления качеством: медицинская ошибка, инцидент, неблагоприятное событие.

В рамках реализации проекта по внедрению практических рекомендаций Росздравнадзора используется практика, предусматривающая классификацию НС на предотвратимые и непредотвратимые. Это стало важнейшим шагом на пути к формированию культуры открытого анализа ошибок и переходу от карательного подхода к проактивному, системному анализу и профилактике. Такой подход позволяет сместить акцент с поиска виновных на выявление системных причин сбоев, тем самым способствуя переходу от реактивной к проактивной модели безопасности. Согласно международной практике непредотвратимые НС – это события, произошедшие при полном соблюдении стандартов, протоколов и надлежащей медицинской практики. Например, развитие тяжелой анафилактической реакции на ранее не применявшийся антибиотик при отсутствии аллергического анамнеза; смерть от острой сердечной недостаточности у пациента с тяжелым пороком сердца после успешно проведенной операции по жизненным показаниям. Предотвратимые НС – это события, которые привели или могли привести к причинению вреда и которых можно было избежать, если бы: соблюдались клинические рекомендации, стандарты; обеспечивалась надлежащая подготовка персонала; эффективно функционировала коммуникация между медицинским персоналом; были устранены перегрузки, ошибки маршрутизации, дефицит ресурсов и др. Использование в практике этой классификации НС может служить основой для справедливой оценки профессиональной деятельности, непрерывного обучения и улучшения процессов, а не для наказания медицинских работников [2].

Понимая и признавая это, можно обозначить приоритеты для глобальной цели: признание невозможности достижения нулевого уровня осложнений и определение приемлемого уровня осложнений, соответствующего профилю и условиям работы медицинской организации; направление усилий для поддержания и снижения показателя в пределах регионального.

Пример: ИВЛ-ассоциированные пневмонии в отделении реанимации многопрофильного стационара с преобладанием экстренной помощи – это не исключение, а объективная реальность. В этом случае задача медицинской организации – любые отклонения от целевых границ показателя следует рассматривать как тревожный знак: резкое снижение может свидетельствовать о проблемах с регистрацией НС; рост – служит триггером неблагополучия, требующим срочного вмешательства.

Приоритетная задача – изменить систему управления и контроля на всех уровнях: наказывать не за осложнения, а за их сокрытие. Контроль должен быть направлен не на репрессии за факт осложнения, а на выявление и анализ НС. Сокрытие НС подрывает безопасность пациентов, закрывает возможности для улучшения медицинской деятельности, обучения персонала и улучшения процессов, обеспечивающих медицинскую деятельность и управление медицинской организацией.

Важными задачами системы здравоохранения также на уровне субъекта Российской Федерации и каждой медицинской организации являются:

  1. Стимулировать профессиональные сообщества к регулярному анализу, проведению научных исследований и публикации результатов – обзоров анализа НС, основанных на реальных обстоятельствах (с соблюдением анонимности и конфиденциальности). Это повысит осведомленность специалистов медицинских организаций и поможет вырабатывать коллективный опыт предотвращения ошибок.
  2. Способствовать внедрению культуры безопасности, в том числе:
  • интегрировать принципы культуры безопасности при подготовке персонала, обучении и при осуществлении внутреннего контроля;
  • поддерживать не карательную модель реагирования, создавать безопасную среду для регистрации и обсуждения НС на уровне медицинских организаций и субъектов Российской Федерации;
  • внедрить индикаторы зрелости культуры безопасности при оценке персонала и механизмов совершенствования работы.

Глобальная цель № 2: создать высоконадежные системы здравоохранения и медицинских организаций.

В системе здравоохранения Российской Федерации используется программно-целевой подход к реализации национальных проектов для обеспечения материальной устойчивости медицинских организаций. Строятся новые медицинские организации, модернизируется инфраструктура, обновляется медицинское оборудование, внедряются цифровые технологии, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, развиваются телемедицинские сервисы и медицинские информационные системы. Обновляется автопарк скорой помощи, расширяется доступ населения к высокотехнологичной медицинской помощи.

Однако устойчивость медицинской организации – это не только наличие современной материально-технической базы. Настоящая устойчивость медицинской организации – это еще и способность предупреждать, своевременно выявлять и устранять ошибки до того, как они причинят вред жизни и здоровью пациента. Современная система здравоохранения должна быть построена таким образом, чтобы функционировать стабильно, безопасно и надежно даже в условиях неопределенности, повышенной нагрузки и ограниченных ресурсов, чему нас научили пандемия новой коронавирусной инфекции и жесткие ограничения, введенные в отношении Российской Федерации рядом недружественных государств. Современные вызовы потребовали комплексного подхода, в котором техническое оснащение дополняется налаженными организационными процессами; профессионально подготовленным персоналом; внедренной системой внутреннего контроля качества и безопасности; прозрачной и справедливой средой, в которой ошибки рассматриваются как повод для анализа и обучения, а не для наказания.

С 2016 г. благодаря разработке единых подходов к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности на основе Практических рекомендаций Росздравнадзора по организации и проведению внутреннего контроля в медицинских организациях, а также с утверждением приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н внедрение современной модели управления качеством в здравоохранении России стало системным, структурированным и нормативно закрепленным движением. Усилия Минздрава России, Росздравнадзора заложили основу для формирования единого подхода к управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности на уровне медицинских организаций всех форм собственности и уровней оказания помощи. Нормативное закрепление и практика внедрения ключевых требований к внутреннему контролю, мониторингу, управлению рисками, регистрации НС и постоянному улучшению процессов медицинской деятельности послужили основой для системного совершенствования обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации. Однако, несмотря на формальные основания и растущее внимание к этой теме, в практике остаются существенные проблемы, препятствующие эффективному развитию российской модели управления качеством в здравоохранении:

  • недостаточный уровень знаний в области управления качеством, в том числе среди руководителей медицинских организаций;
  • отсутствие практического опыта внедрения системы управления качеством, что приводит к формальному выполнению требований для контрольно-надзорных ведомств, в основном – к увеличению документооборота без реальных изменений в процессах медицинской деятельности;
  • отсутствие штатных специалистов по качеству и безопасности с необходимым базовым уровнем профессиональной подготовки – в большинстве медицинских организаций не предусмотрена должность или штатный норматив ответственных за координацию работы по управлению качеством, дающая возможность заниматься этой непростой деятельностью в режиме полной занятости, т.е. 100% рабочего времени;
  • недооценка важности культуры безопасности, управления рисками и системного анализа НС как базовых инструментов улучшения;
  • слабая междисциплинарная интеграция, когда деятельность по управлению качеством воспринимается как административная нагрузка, связанная с ведением документации, а не как часть клинической практики медицинской организации.

Все это ведет к тому, что внедрение системы управления качеством и безопасности медицинской деятельности часто остается декларативным, а потенциал системы как инструмента управления рисками, повышения устойчивости и развития высоконадежных организаций – не реализуется в полной мере.

Исходя из имеющихся условий, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Совершенствовать ведомственное нормативное правовое регулирование обязательных требований и мотивации профессионального сообщества для внедрения системы управления качеством на основе российских подходов во всех медицинских организациях страны: необходима разработка требований к структуре управления качеством в медицинских организациях и профессиональных стандартов специалистов по вопросам управления и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
  2. Научно обосновать статистические показатели качества и безопасности медицинской деятельности, провести научные исследования вопросов качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации на основе международных подходов по изучению показателей качества и безопасности медицинской деятельности.
  3. Разработать и внедрить образовательные программы для медицинских работников по вопросам обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности с включением соответствующих тем в аккредитационные требования специалистов разного уровня, включая руководителей, специалистов по качеству и внутреннему контролю.

Ключевым звеном управления качеством являются региональные органы управления здравоохранением. Для создания непрерывной и бесшовной модели управления качеством необходимо масштабное внедрение и адаптация в регионах Российской Федерации системы управления качеством. Для внедрения региональных моделей важно использовать весь имеющийся потенциал под руководством региональных органов управления с созданием региональных центров компетенций (центров методической поддержки) на базе ведущих клиник и медицинских высших и средних специальных учебных заведений с привлечением профильных национальных медицинских исследовательских центров. В Российской Федерации существуют различия в условиях оказания медицинской помощи (географические, экономические, национальные), которые необходимо учитывать при разработке региональной модели управления качеством. Объединение усилий национальных медицинских исследовательских центров и субъектов Российской Федерации позволит внедрить единые подходы к учету НС по профилям помощи, организовать и регулярно проводить национальные опросы персонала по культуре безопасности; изучать типовые ошибки и лучшие практики, доступные для всех учреждений страны. Использование цифровых технологий, внедряемых повсеместно, позволит интегрировать модели управления качеством в региональные программы развития здравоохранения, включить индикаторы качества и безопасности в систему оценки эффективности медицинских организаций и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Глобальная цель № 3: гарантировать безопасность всех клинических процессов.

Мероприятия, реализуемые в рамках достижения цели, направлены на то, чтобы все клинические процессы – от диагностики и назначения лечения до проведения процедур, выписки или перевода пациента – были организованы таким образом, чтобы минимизировать риски ошибок и причинения вреда пациенту. Речь идет о переходе от модели, в которой ответственность за безопасность лежит исключительно на отдельном специалисте, к системной организации клинических процессов. В этой модели каждый этап маршрута пациента структурирован, стандартизирован и защищен от сбоев благодаря:

  • применению порядков, стандартов и клинических рекомендаций;
  • прозрачности действий и четким алгоритмам;
  • многоуровневому контролю и обратной связи;
  • непрерывному обучению персонала и развитию командного взаимодействия.

Такой подход обеспечивает качество медицинской помощи и создает условия для формирования культуры безопасности в ежедневной практике.

В России внедрена система государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного контроля (надзора) лекарственных средств и медицинских изделий. Системно внедряются клинические рекомендации, разработанные профессиональными сообществами специалистов на основе данных доказательной медицины, внедрены современные медицинские информационные системы, профилактирующие потерю или искажение информации о пациенте, используется искусственный интеллект (например, для контроля результатов визуальных методов диагностики), чек-листы в повседневной практике. Эти меры направлены на повышение предсказуемости, повторяемости и безопасности клинических процессов, а также на укрепление системного подхода к обеспечению качества медицинской помощи [3].

Важными задачами для последующего развития и совершенствования являются следующие:

  1. Автоматизировать деятельность с акцентом на предотвращение медицинских ошибок, прежде всего за счет расширения функциональности медицинских информационных систем: интеграция клинических помощников принятия решений, внедрение электронного листа назначений с системой двойной верификации, подключение терапевтических контрольных маркеров и триггеров для мониторинга эффективности и безопасности терапии лекарственными препаратами, автоматизация оценки лекарственной нагрузки, особенно у пожилых и отдельных категорий пациентов, для исключения полипрагмазии.
  2. Внедрять мероприятия по повышению эпидемиологической безопасности и противодействию антимикробной резистентности: стандартизация и контроль соблюдения режимов гигиены рук, изоляции, обработки поверхностей, рациональное использование антибиотиков (внедрение и контроль протоколов антибиотикопрофилактики, эмпирической антибиотикотерапии, использования антибиотиков резерва); мониторинг внутрибольничных инфекций и устойчивости микрофлоры, регулярный анализ и реализация корректирующих действий.
  3. Способствовать внедрению клинических рекомендаций, внедрять клинический аудит назначений, не соответствующих клиническим рекомендациям (избыточные клинические анализы, инструментальные исследования, назначения лекарственных препаратов и пр.); снижать количество процедур с низкой клинической ценностью, по которым требуется ограничение и контроль; развивать междисциплинарное командное взаимодействие путем организации обучения персонала эффективной клинической коммуникации, структурированной информации при передаче ответственности за пациента при передаче или переводе пациента; вовлекать средний медицинский персонал (медсестер, фельдшеров, акушерок) в планирование и контроль клинических процессов; поддерживать командные решения и междисциплинарное взаимодействие на всех уровнях оказания помощи.

Глобальная цель № 4: улучшить взаимодействие с пациентами и членами их семьи с целью обеспечения качества и и безопасности медицинской деятельности.

Пациенты и их семьи должны быть активными участниками, а не только объектами медицинской помощи. Такое партнерство предполагает их участие в принятии клинических решений, контроле качества медицинской помощи, образовательных и просветительских инициативах. Вовлечение пациентов в процесс оказания медицинской помощи способствует повышению ответственности и вовлеченности пациентов, их приверженности процессу лечения, снижению клинических и организационных рисков, раннему выявлению ошибок и сбоев, повышению качества и безопасности медицинской деятельности, укреплению доверия между пациентами и медицинскими организациями.

В Российской Федерации уделяется значительное внимание выстраиванию новых взаимоотношений с пациентами и членами их семьи, разработана и реализуется концепция пациентоцентричности, работают общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти, функционируют пациентские организации, используются различные формы независимого контроля качества медицинской помощи. Такой подход отражает современные принципы ориентированной на пациента системы здравоохранения, в которой голос пациента учитывается на всех уровнях принятия решений. Дали ли все эти инициативы ожидаемый результат? Привели ли к значительному повышению удовлетворенности пациентов качеством помощи? По данным Минздрава России, по итогам 2024 г. уровень удовлетворенности медицинской помощью составил 53,9 %, что демонстрирует значительный рост за трехлетний период измерений6. Однако в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» установлен новый ориентир – достижение уровня удовлетворенности не ниже 55,2 % к 2030 г.7 Исходя из заданных Президентом Российской Федерации ориентиров, необходимо решить следующие задачи:

  1. Согласовать единое определение и методику оценки удовлетворенности пациентов качеством и безопасностью медицинской деятельности. В качестве базового можно использовать наиболее распространенное: удовлетворенность пациентов медицинской помощью – это комплексный показатель, отражающий степень соответствия качества, условий и сроков оказания медицинской помощи ожиданиям пациента, его представлениям о доступности, компетентности персонала и работе медицинской организации в целом. Исходя из этого, удовлетворенность пациентов можно выразить простой формулой: «Удовлетворенность = Ожидания – Реальный опыт». Следует использовать эту формулу в качестве основы для проектирования процессов, повышения качества и анализа причин недовольства пациентов и их законных представителей.
  2. Разработать и внедрить национальную методику измерения удовлетворенности пациентов, включающую: стандартизированные опросники (анонимные, после приема или госпитализации пациентов в медицинские организации); цифровые инструменты для сбора и анализа данных; периодическую отчетность с возможностью сравнения по регионам и типам медорганизаций.
  3. Для формирования реальных ожиданий пациентов и членов семьи необходимо обеспечить ясное, честное и своевременное информирование на всех этапах оказания помощи в соответствии с программой госгарантий; сделать пациента партнером, а не пассивным получателем помощи, для этого обеспечить постоянный доступ пациентов к своей медицинской информации и возможность вносить замечания и предложения; предоставлять право выбора (если оно возможно), обеспечить возможность получения второго мнения, формировать реалистичный «путь пациента» – совместно разрабатывать маршруты (от направления до выписки) и озвучивать их заранее; уточнять сроки ожидания (на прием, обследование, госпитализацию) в соответствии с установленными регламентами; обеспечивать постоянную обратную связь, предоставить пациенту возможность задать вопрос в любой момент (телефон, мессенджер, инфомат и т.п.), создавать среду участия: школы пациента, совместные беседы, доступ к клинически значимой информации.

Глобальная цель № 5: создать устойчивую профессиональную культуру безопасности в здравоохранении через образование, подготовку и поддержку медицинских работников.

Суть глобальной цели заключается в создании условий, при которых все медицинские работники обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями в области обеспечения безопасности пациентов; работают в среде, где безопасность является приоритетом на всех уровнях; проходят регулярное обучение, получают систематическую поддержку и объективную оценку своих действий, включая участие в анализе НС и ошибок; ощущают себя частью справедливой, некриминализирующей культуры медицинской деятельности, способствующей открытому обсуждению проблем в профессиональном сообществе. Безопасная система здравоохранения невозможна без компетентных, мотивированных и защищенных специалистов.

На сегодняшний день в Российской Федерации темы культуры безопасности, управления клиническими и организационными рисками включены в программы первичной подготовки и последипломного образования. Активно создаются и функционируют центры симуляционного обучения – высшие и средние специальные учебные заведения, медицинские организации осваивают технологии обучения в условиях, приближенных к реальности. Начинают формироваться элементы оценочных систем, учитывающих знания и практики в области управления качеством и безопасности медицинской деятельности в рамках аккредитации специалистов [4].

Для повсеместного развития данного направления требуется:

  1. Обновить профессиональные требования: внести положения по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в профессиональные стандарты и квалификационные требования медицинских работников, включая организаторов здравоохранения.
  2. Уточнить и дополнить перечни профессиональных компетенций медицинских работников, включив знание принципов системы менеджмента качества, клинического риск-менеджмента и культуры безопасности.
  3. Интегрировать вопросы безопасности в систему оценки деятельности работников, в том числе руководителей: дополнить традиционные количественные показатели (например, число обслуженных пациентов или выполненных процедур) качественными индикаторами, отражающими приверженность принципам безопасности, поощрять участие в программах обучения по безопасности и в мероприятиях по разбору и анализу НС.
  4. Создать безопасную среду для объективного анализа НС в медицинских организациях, обеспечив организационную защиту медицинских работников от наказания за добросовестные ошибки, допущенные при условии соблюдения установленных стандартов, порядков и клинических рекомендаций; обеспечив всестороннюю поддержку персоналу, особенно в эмоционально тяжелых случаях (например, при серьезных клинических инцидентах) через программы психологической помощи, участие в обучающих разборах НС с фокусом на выявление корневых причин, а не на поиске виновных.
  5. Создать и внедрить в практику центры поддержки «вторичной жертвы», направленные на оказание психологической и профессиональной помощи медицинским работникам, столкнувшимся с тяжелыми ситуациями в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей.

Глобальная цель № 6: создать эффективную, устойчивую, цифровую систему, которая обеспечивает своевременный сбор, анализ и использование информации о безопасности пациентов.

В Российской Федерации реализуются отдельные проекты по учету и анализу НС, связанных с медицинской деятельностью. В соответствии с приказом Минздрава России № 785н от 31.07.2020 мероприятия по учету НС при осуществлении медицинской деятельности являются обязательными в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Пример:

Совместная инициатива ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, Благотворительного фонда «Безопасное здравоохранение» и КГБУЗ «Красноярская краевая клиническая больница» – проект «Мониторинг показателей качества и безопасности медицинской деятельности».

Все участники добровольно вносят данные о ключевых показателях безопасности в единую анонимную базу, охватывающую различные направления медицинской деятельности: эпидемиологическую безопасность; хирургическую безопасность. Система устроена таким образом, что информация о конкретной медицинской организации недоступна другим участникам – организации ориентируются на тип, размер и профиль учреждения, что делает сравнение объективным и корректным. За два года с момента согласования перечня показателей большинство участников достигли среднемирового уровня регистрации НС. Улучшилось качество учета таких клинически значимых событий, как: катетер-ассоциированные инфекции кровотока, катетер-ассоциированные инфекции мочевыводящих путей, ИВЛ-ассоциированные пневмонии и др. Участие в проекте не несет карательных последствий, создает условия для обучающей среды и обмена опытом. Анализ данных позволяет оценивать динамику, выявлять слабые места и разрабатывать системные меры улучшения.

Несмотря на то что выявление НС является обязательным мероприятием в рамках внутреннего контроля, сегодня оно реализуется не во всех организациях. По данным публикаций, выявляемость НС в субъектах Российской Федерации очень сильно варьирует и составляет от 0,9 –1,4 до 42 случаев на 1000 госпитализированных пациентов8. При этом, по данным социологического опроса медицинских работников, каждый третий респондент не понимает, какие события необходимо выявлять в качестве нежелательных.

Для данного направления перспективными задачами являются:

  1. Развивать систему учета и анализа НС на национальном уровне: разработать и внедрить единые классификации и форматы отчетности о НС, включая как предотвратимые, так и непредотвратимые события.
  2. Создать национальный реестр НС с возможностью анализа по профилям, медицинским организациям, субъектам Российской Федерации.
  3. Поддерживать некарательный подход к регистрации событий – с фокусом на выявление системных причин, а не выявление виновных лиц.
  4. Внедрять информационные системы в медицинских организациях: интеграция систем электронных медицинских записей с модулями учета и анализа НС, внедрение электронных чек-листов, систем назначения лекарственных препаратов, предупреждений о дозировке, дублировании и несовместимости лекарственных препаратов, использование данных из электронных медицинских записей для выявления отклонений и потенциальных рисков. Перспективным видится использование технологий искусственного интеллекта: внедрение его для автоматического анализа изображений (например, компьютерной и магнитно-резонансной томографии) на ошибки; оценки рисков пациента в реальном времени; предиктивной аналитики (предупреждение ухудшения состояния). Использование блокчейн-технологий для прозрачного хранения информации о вмешательствах, доступе к данным, изменениях в электронных медицинских записях. Мобильные приложения и личные кабинеты пациента с информацией о рисках, планах лечения, с возможностью сообщать о нежелательных реакциях при использовании лекарственных препаратов и медицинских изделий [5].

Например, интеллектуальная медицинская информационная система с возможностью фиксации триггеров (отмена операции в день вмешательства) для последующего анализа.

  1. Развивать системы контроля безопасности: автоматический контроль за соблюдением стандартов, порядков, клинических рекомендаций (например, оценки критериев качества оказания медицинской помощи, антибиотикопрофилактики, оценки риска тромбоэмболических осложнений, вакцинации и т.д.); включение сигнальных маркеров безопасности в цифровые системы (например, пропущенные дозы, превышение объема трансфузий). Реализация доступных дашбордов (панелей мониторинга) для контроля ключевых показателей безопасности на уровне медицинской организации, субъекта Российской Федерации и системы в целом. Подобные изменения могут быть реализованы в рамках риск-ориентированной модели контроля и надзора на основе проактивного подхода Росздравнадзора.
  2. Исследовать проблемы безопасности пациентов: осуществлять сбор первичных данных, проводить научные и аналитические исследования частоты, причин, последствий НС, связанных с медицинской деятельностью, развивать национальные исследовательские инициативы, сфокусированные на безопасности медицинской деятельности.
  3. Создавать центры экспертизы безопасности пациентов в субъектах Российской Федерации, федерального ситуационного центра по вопросам безопасности пациентов на базе Росздравнадзора для мониторинга безопасности и планирования активности профилактической и контрольно-надзорной деятельности.

Глобальная цель № 7: развивать и поддерживать многосекторальную и многонациональную синергию, партнерство и солидарность для повышения безопасности пациентов и качества медицинской помощи.

Данная цель направлена на формирование устойчивой согласованной мультидисциплинарной системы управления качеством и безопасности медицинской деятельности, основанной на партнерстве и координации всех заинтересованных сторон: государственных органов и медицинских организаций, профессионального медицинского сообщества, пациентских организаций. Это признание того, что обеспечение безопасности пациентов невозможно силами одной структуры, необходимы согласованные усилия всех участников [6].

Для реализации данного направления необходимо проведение широкой информационной кампании, освещающей важность равноправного участия пациентов, их родственников в процессе оказания медицинской помощи, формирования взаимной равной ответственности за жизнь и здоровье, приверженности и вовлеченности в работу медицинского персонала и пациентов для обеспечения высокого уровня качества и безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация семи глобальных целей по обеспечению безопасности пациентов – это не столько вопрос ресурсов, сколько вопрос приоритетов, ответственности и совместных усилий. Большинство мер, предлагаемых в рамках Глобального плана ВОЗ, не требуют масштабных финансовых вложений, но требуют согласованности действий, системного подхода и подлинного партнерства между всеми участниками процесса оказания медицинской помощи на всех уровнях.

Качество и безопасность медицинской деятельности – это не абстрактная категория, а ежедневная, конкретная практика: как организован прием, что сказано пациенту, как передана информация между дежурными сменами, как оформлены необходимые пациенту назначения, как обсуждаются ошибки. Это – культура, которую вместе формируют государство, профессиональное медицинское сообщество, пациенты и их семьи.

У Российской Федерации есть все предпосылки, чтобы стать одним из мировых лидеров в построении устойчивой, ответственной, безопасной системы здравоохранения: создана нормативная правовая база, накоплен практический опыт, существует высокий профессиональный потенциал, ведется цифровая трансформация отрасли здравоохранения.

Сегодня перед нашей системой здравоохранения открывается уникальная возможность: не просто внедрить лучшие подходы, а показать всему миру собственную эффективную модель здравоохранения, в которой на первое место ставятся человек, его здоровье, его безопасность и доверие к системе.

Вопрос не в том, можем ли мы достичь этих целей. Вопрос в том, готовы ли мы действовать сообща – каждый на своем уровне, с верой в общий результат. И этот путь мы пройдем успешно!

 

1. World Health Organization. Global action on patient safety: resolution WHA72.6. Seventy-second World Health As-sembly, 2019 May 28, Geneva. Geneva: WHO, 2019. URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA72/A72_R6-en.pdf (дата обращения: 31.07.2025).

2. Ministry of Health, Labour and Welfare (Japan). Patient safety initiatives in Japan. Tokyo: MHLW, 2018. URL: https://www.who.int/news-room/events/detail/2018/04/13/default-calendar/third-global-ministerial-summit-on-patient-safety-2018 (дата обращения: 31.07.2025).
World Health Organization. Jeddah Declaration on Patient Safety to shape safer systems for future generations. Saudi Patient Safety Center (SPSC). Jeddah: WHO, 2019. URL: https://www.who.int/news/item/04-03-2019-jeddah-declaration-on-patient-safety-to-shape-safer-systems-for-future-generations (дата обращения: 31.07.2025).

3. World Health Organization. Global patient safety action plan 2021–2030: towards eliminating avoidable harm in health care. Geneva: WHO, 2021. URL: https://www.who.int/teams/integrated-health-services/patient-safety/policy/global-patient-safety-action-plan (дата обращения: 31.07.2025).

4. World Health Organization. Seventh Global Ministerial Summit on Patient Safety 2025 “Weaving Strengths for the Future of Patient Safety Throughout the Healthcare Continuum”, 3–4 Aprel 2025, Marina, the Phillippines. Marina: WHO, 2025. URL: https://www.who.int/news-room/events/detail/2025/04/03/default-calendar/seventh-global-ministerial-summit-on-patient-safety-2025--weaving-strengths-for-the-future-of-patient-safety-throughout-the-healthcare-continuum (дата обращения: 31.07.2025)/

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 №785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74610282/ (дата обращения: 31.07.2025).

6. Информация о реализации федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» национального проекта «Здравоохранение» за период 2021–2024 годов. https://minzdrav.gov.ru/modernizatsiya-pervichnogo-zvena-zdravoohraneniya-rf (дата обращения: 27.08.2025).

7. Паспорт национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» (утв. Министерством здравоохранения Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 2025 г.). URL: https://base.garant.ru/411738981/ (дата обращения: 31.07.2025).

8. Макарочкина М.В. Совершенствование процесса управления нежелательными событиями в медицинской организации: автореф.
дис. … канд. мед. наук. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. 2025. 26 с. URL: https://mednet.ru/images/stories/files/abstracts/Autoreferat_Makarochkina.pdf (дата обращения: 01.09.2025).

Список литературы

1. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Реформа контрольно-надзорной деятельности и проверки медицинских организаций: мифы и реальность. Менеджер здравоохранения. 2024; 3: 13–23. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2024-2-13-23. EDN: NZQJRK

2. Минулин И.Б., Швабский О.Р., Иванов И.В. и др. Обзор подходов к учету и анализу нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2021; 3: 9–17. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2021-3-9-17. EDN: LIBFFQ

3. Макарочкина М.В., Люцко В.В. Понимание термина «нежелательное событие» как основа успешной идентификации и учета при осуществлении медицинской деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023; 3: 864–876. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2023-3-864-876. EDN: RTVKTF

4. Таут Д.Ф., Швабский О.Р., Толкачева А.Г. и др. Оценка культуры безопасности медицинских работников для улучшения качества медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2021; 3: 33–39. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2021-3-33-39. EDN: VCRDZK

5. Ванько В.В., Артемова О.Р., Карпов О.Э. и др. Итоги внедрения искусственного интеллекта в здравоохранении России. Врач и информационные технологии. 2024; 3: 32–43. https://doi.org/10.25881/18110193_2024_3_32. EDN: TIASHB

6. Самойлова А.В. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности и инструменты снижения рисков при оказании медицинской помощи. Вестник Росздравнадзора. 2023; 1: 6–19. EDN: MATGLE


Об авторах

М. А. Мурашко
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Россия

Мурашко Михаил Альбертович – д-р мед. наук, профессор, министр здравоохранения Российской Федерации 

Рахмановский переулок, д. 3, Москва, 127994 



А. В. Самойлова
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Россия

Самойлова Алла Владимировна – д-р мед. наук, профессор, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения 

Славянская площадь, д. 4, стр. 1, Москва, 109012 



И. В. Иванов
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Россия

Иванов Игорь Владимирович – д-р мед. наук, генеральный директор 

Каширское шоссе, д. 24, стр. 16, Москва, 115478 



Рецензия

Для цитирования:


Мурашко М.А., Самойлова А.В., Иванов И.В. Безопасность пациентов как национальный приоритет: от концепции к внедрению в российском здравоохранении. Национальное здравоохранение. 2025;6(2):5-14. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.5-14

For citation:


Murashko M.A., Samoylova A.V., Ivanov I.V. Patient safety as a national priority: from concept to implementation in Russian healthcare. National Health Care (Russia). 2025;6(2):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.2.5-14

Просмотров: 602


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)