Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Самооценка формирования «soft skills» бакалавров сестринского дела

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.4.19-26

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Наличие и развитие «soft skills» у работника системы здравоохранения является необходимым условием его становления как высококвалифицированного специалиста в сфере своей деятельности. Цель исследования. Изучение формирования «soft skills» на этапе получения высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело».

Материалы и методы. Проанализировано содержание ключевых компетенций «4К». Проведен сравнительный анализ наименований универсальных компетенций, содержащихся в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело» и содержательного смысла компетенций «4К». Организовано анкетирование обучающихся ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России по специальности «Сестринское дело» очной формы обучения. Определена важность и сформированность компетенций «4К».

Результаты. В результате исследования подтверждено, что обучение по ФГОС «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело» способствует развитию «soft skills».

Заключение. В целом ключевые компетенции «4К» у бакалавров сестринского дела хорошо сформированы. Однако установлен и обоснован недостаток информации обучающихся о содержании понятия и структуре «soft skills», что вызывает необходимость повышения информированности студентов, применения специальных учебных технологий и методик освоения и закрепления «soft skills».

Для цитирования:


Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Чунакова В.В., Семикина Н.А., Аранович Л.М. Самооценка формирования «soft skills» бакалавров сестринского дела. Национальное здравоохранение. 2022;3(4):19-26. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.4.19-26

For citation:


Novokreshchenova I.G., Novokreshchenov I.V., Chunakova V.V., Semikina N.A., Aranovich L.M. A survey on self-assessment of “soft skills” formation in bachelors majoring in nursing. National Health Care (Russia). 2022;3(4):19-26. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.4.19-26

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы отмечается повышение интереса к изучению формирования «мягких навыков» в процессе получения высшего образования [1]. В периодической литературе термин «soft skills» рассматривается как «мягкие», универсальные социально-психологические навыки, отражающие умение эффективно общаться с людьми, рационально организовывать рабочее время, нестандартно мыслить, а также успешно участвовать в рабочем процессе [2]. По мнению экспертов, в будущем для работодателей наличие «мягких» навыков у работника будет иметь высокое значение, поскольку от этого зависит эффективность его профессиональной деятельности [3–5].

Подготовка медицинских кадров требует освоения профессиональных компетенций и формирования корпоративных навыков взаимодействия с людьми. В сфере здравоохранения это особенно важно и необходимо, поскольку результативный лечебно-диагностический процесс основывается на эффективной коммуникации пациента и медицинского работника. Профессиональную компетентность среднего медицинского работника можно выделить в особую группу знаний, умений и навыков, основанных на принципах этики и деонтологии, а также в комплекс личностных качеств, который проявляется в процессе коммуникации с коллегами и пациентами.

Таким образом, перед работниками системы здравоохранения стоит задача быть высококвалифицированными специалистами в сфере своей деятельности, а также обладать универсальными навыками – «soft skills», необходимыми в современном обществе. Развитие этих навыков, как и освоение универсальных компетенций, играет важную роль в формировании надпрофессиональных качеств специалистов сестринского дела, которые способствуют эффективному взаимодействию с пациентами и субъектами здравоохранения.

Цель исследования заключается в изучении формирования «soft skills» у бакалавров сестринского дела.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведено социологическое исследование (анкетирование) обучающихся ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России по специальности «Сестринское дело» (бакалавриат) очной формы обучения. В исследовании приняли участие 70 респондентов, из которых 94,3 % – девушки, 5,7 % – юноши. Средний возраст респондентов составил 20,40 ± 0,24 года. Обучающиеся 1-го курса составили 18,6 % респондентов, 2-го – 27,1 %, 3-го – 22,9 % и 4-го – 31,4 %.

При подготовке к анкетированию изучено содержание ключевых компетенций образовательной модели «4К»: creativity (креативность), communication (коммуникация), collaboration (кооперация), critical thinking (критическое мышление), демонстрирующей значимость формирования и развития «soft skills» в профессиях типа «человек–человек». Далее данные компетенции были использованы для проведения сравнительного анализа универсальных компетенций (УК), содержащихся в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело» и содержательного смысла компетенций модели «4К».

Для определения значимости показателей в ряде вопросов использовались методы рангов и балльной оценки. Респондентами определены ранги важности ключевых компетенций модели «4К», при этом наиболее значимому показателю присваивался первый ранг, наименее значимому – последний. Балльный метод применялся для самооценки сформированности умений, характеризующих ключевые компетенции модели «4К» по 5-балльной шкале, где каждому баллу дана соответствующая характеристика: 1 – не сформированы; 2 – слабо сформированы; 3 – средне сформированы; 4 – хорошо сформированы; 5 – полностью сформированы.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием методов описательной статистики (расчет относительных величин, расчет средних величин и стандартных ошибок среднего), параметрического анализа (t-критерий Стьюдента). Проверка на нормальность осуществлялась с помощью критерия Колмогорова – Смирнова в программе SPSS Statistics версии 22.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование УК «soft skills» происходит при освоении соответствующего учебного материала в процессе обучения. Согласно ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело»1 специалист должен обладать следующими УК, направленными на развитие «soft skills»:

  1. способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1);
  2. способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);
  3. способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3);
  4. способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке (УК-4);
  5. способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5);
  6. способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6);
  7. способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7);
  8. способность создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов (УК-8);
  9. способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности (УК-9);
  10. способность формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению (УК-10) [6].

В литературе отмечается разнообразие определений и классификаций «soft skills». Для проведения данного исследования были выбраны компетенции «4К»2, представленные в современной образовательной модели на Всемирном экономическом форуме 2016 как одни из ключевых результатов профессиональной подготовки. Компетенциями «4К» выступают: креативность (creativity), коммуникация (communication), кооперация (collaboration), критическое мышление (critical thinking). По мнению авторов образовательной модели, креативностью является способность представить и разобрать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания [7]. Коммуникация рассматривается как способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах. Кооперация представляет собой способ эффективного взаимодействия с другими людьми и эффективной работы в различных командах. Критическое мышление определяется как«аналитические, оценочные и рефлексивные» навыки, используемые обучающимися для решения задач2.

Сравнительный анализ наименований УК, содержащихся в ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело», и содержательного смысла компетенций «4К» подтверждает, что в процессе обучения предусмотрено формирование «soft skills», предложенных моделью «4К», в большей степени – критическое мышление (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело» и модели «4К»
Table 1. Comparative analysis of the competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education Bachelor’s degree in the field of training “Nursing” and the “4K” model

Код универсальной компетенции выпускника и наименование категории универсальных компетенций

Компетенции модели «4К»

УК-1. Системное и критическое мышление

Критическое мышление

УК-2. Разработка и реализация проектов

Креативность

УК-3. Командная работа и лидерство

Кооперация, Креативность

УК-4. Коммуникация

Коммуникация

УК-5. Межкультурное взаимодействие

Коммуникация

УК-6, УК-7. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

Критическое мышление, Креативность

УК-8. Безопасность жизнедеятельности

Критическое мышление

УК-9. Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

Критическое мышление

УК-10. Гражданская позиция

Критическое мышление

В результате проведения социологического опроса обучающихся установлено, что, независимо от курса обучения, более половины респондентов (54,3 %) знакомы с понятием «soft skills», однако отмечают, что не имеют достаточного количества знаний о нем. 37,1 % респондентов никогда не слышали данное понятие и только 8,6 % опрошенных имеют полное представление о понятии «soft skills».

Наличие «soft skills» может быть обусловлено характером, темпераментом, накопленным опытом человека, но и не отрицается возможность их приобретения в процессе обучения и профессионального развития. 58,6 % респондентов считают, что «soft skills» и личностные качества взаимосвязаны между собой, 37,1 % затрудняются в утверждении такой взаимосвязи. Остальные (4,3 %) отрицают наличие какой-либо взаимосвязи «soft skills» и личностных качеств.

Большинство респондентов (84,3 %) считают необходимым осваивать и развивать «soft skills» у специалистов сестринского дела. При этом 52,9 % считает, что наиболее активно они формируются наэтапе получения высшего профессионального образования.

В настоящее время используются различные подходы и методики развития «soft skills» обучающихся. По мнению большинства респондентов (80,0 %), наиболее эффективными методами формирования «soft skills» является группа практических методов обучения, к которым относятся практические занятия, тренинги, ситуационные задачи. Для формирования «soft skills» при изучении дисциплин вмедицинском университете, по мнению респондентов, необходимо использовать такой метод обучения, как командная работа (74,3 %), а также исследовательская деятельность (55,7 %), проектная работа (44,3 %) и деловая игра (41,4 %).

Между средними рангами важности «soft skills» для обучающихся не установлено достоверных различий, что, возможно, обусловлено недостатком знаний респондентов о содержании и значении данного понятия и не позволяет рассматривать составляющие «soft skills» отдельно друг от друга (табл. 2).

Таблица 2. Важность «soft skills» для обучающихся по специальности «Сестринское дело»
Table 2. The importance of “soft skills” for students of the specialty “Nursing”

“Soft skills”

Средний ранг

Ранговое место

Коммуникабельность

2,400 ± 0,145

I

Кооперация

2,500 ± 0,103

II

Критическое мышление

2,600 ± 0,140

III

Креативность

2,700 ± 0,143

IV

Необходимо отметить сложность процесса оценки сформированности компетенций «4К». Наиболее целесообразным инструментом, на наш взгляд, является метод балльных оценок. Каждая из компетенций характеризуется индикаторами, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий. Обычно используют 5–8 индикаторов, которые не повторяются в других компетенциях. В исследовании использовалось 6 индикаторов каждой компетенции, в соответствии с которыми респондентами проведена самооценка их достижения по пятибалльной шкале. Установлено, что средние оценки индикаторов достижения компетенций очень близки.

Компетенция «Коммуникабельность» характеризуется такими индикаторами, как «Высказывает свою точку зрения», «Аргументирует и отстаивает свою позицию», «Устанавливает контакты», «Слушает, ведет диалог, дискуссию», «Устно представляет результаты своей работы, используя вербальные и невербальные средства общения», «Взаимодействует с людьми разных уровней». Достоверных различий между средними оценками индикаторов (от 3,8 до 4,0) не установлено.

Компетенция «Кооперация» представлена в таблице 3. Обращает на себя внимание более низкая средняя оценка индикатора «Управляет конфликтными ситуациями», что свидетельствует о недостатке соответствующих навыков. Различие средних значений по парам индикаторов «Устанавливает и поддерживает межличностные отношения» и «Управляет конфликтными ситуациями», «Договаривается, выслушивает, принимает чужие мнения с учетом собственных интересов» и «Управляет конфликтными ситуациями», «Придерживается установленных норм, правил, ценностей, ориентаций команды» и «Управляет конфликтными ситуациями», оцененное с помощью критерия Стьюдента (t = 2,21, t = 2,18 и t = 2,23 соответственно) статистически достоверно.

Таблица 3. Оценка сформированности компетенции «Кооперация»
Table 3. Assessment of competence formation “Cooperation”

Индикаторы

Средний балл

Устанавливает и поддерживает межличностные отношения

4,100 ± 0,114

Договаривается, выслушивает, принимает чужие мнения с учетом собственных интересов

4,100 ± 0,117

Придерживается установленных норм, правил, ценностей, ориентаций команды

4,100 ± 0,111

Работает в команде

3,900 ± 0,129

Берет ответственность за весь коллектив, команду в решении задач

3,800 ± 0,126

Управляет конфликтными ситуациями

3,700 ± 0,141

Сформированность компетенции «Критическое мышление» обусловлено индикаторами, представленными в таблице 4. Необходимо отметить, что более низкие средние баллы имеют индикаторы «Осуществляет критический анализ и синтез информации» и «Применяет системный подход для решения поставленных задач», что свидетельствует о необходимости освоения дополнительных навыковпо данным вопросам. Различие средних значений по индикаторам «Делает самостоятельные выводы, несет ответственность за сделанный выбор» и «Осуществляет критический анализ и синтез информации», «Делает самостоятельные выводы, несет ответственность за сделанный выбор» и «Применяет системный подход для решения поставленных задач» (критерий Стьюдента t = 3,85 и t = 2,37 соответственно) статистически достоверно.

Таблица 4. Оценка сформированности компетенции «Критическое мышление»
Table 4. Assessment of competence formation “Critical thinking”

Индикаторы

Средний балл

Делает самостоятельные выводы, несет ответственность за сделанный выбор

4,000 ± 0,117

Определяет собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни

3,800 ± 0,124

Анализирует собственные действия, объясняет ход мыслей

3,800 ± 0,130

Оценивает убедительность доводов, принимает обоснованные решения

3,700 ± 0,112

Применяет системный подход для решения поставленных задач

3,600 ± 0,122

Осуществляет критический анализ и синтез информации

3,400 ± 0,103

Оценка сформированности компетентности «Креативность» представлена в таблице 5. Индикаторы компетенции оценены более низко по сравнению с остальными, что, возможно, обусловлено ранее установленной ее меньшей значимостью для респондентов.

Таблица 5. Оценка сформированности компетенции «Креативность»
Table 5. Assessment of competence formation “Creativity»”

Индикаторы

Средний балл

Использует воображение

3,900 ± 0,123

Обнаруживает и решает проблемы

3,900 ± 0,119

Адаптирован к изменяющимся условиям деятельности

3,900 ± 0,125

Готов быстро менять идеи в зависимости от ситуации

3,800 ± 0,115

Совершенствует объекты, добавляет детали, определяет скрытые функции

3,700 ± 0,114

Генерирует оригинальные идеи, отличающиеся от общепринятых

3,600 ± 0,122

ОБСУЖДЕНИЕ

В большинстве публикаций по «soft skills» представлены ключевые компетенции, общие для всех профессий и специальностей [7]. Необходимость «soft skills» для медицинского работника обусловлена, в том числе, участием в системе непрерывного медицинского образования [8].

Преобладание среди УК, обозначенных в ФГОС ВО «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело», компетенции «Критическое мышление» весьма оправданно и подтверждается многими исследованиями. Критическое мышление рассматривается как способ использования когнитивных техник, увеличивающих вероятность получения желаемого результата в любой деятельности. Отличительной особенностью критического мышления выступают контролируемость и целенаправленность. В своей работе Н.В. Ронжина (2020) доказывает, что развитие критического мышления выступает основой для дальнейшего формирования профессионального мышления [9]. На сегодня умение критически мыслить выступает одним из важных характеристик высококвалифицированного специалиста [10]. В условиях применения персонифицированного подхода учет индивидуальных характеристик каждого пациента требует от медицинского работника применения критического мышления [11].

Значимость для респондентов компетенций «Коммуникабельность» и «Кооперация» обусловлена особенностями выбранной профессии и условиями профессиональной реализации. Работа среднего медицинского персонала связана с постоянным общением с широким кругом людей (пациентами, родственниками, коллегами), структурой профессиональных обязанностей. Применение современных информационных и цифровых технологий (электронный документооборот, интернет вещей, искусственный интеллект) не снижает необходимости совершенствования и развития коммуникативных навыков, навыков делового общения. Навык кооперации – командная работа на рынке труда европейских стран, по данным на 2019 год, является одним из самых востребованных [12].

Можно отметить недооценку респондентами компетенции «Креативность», которая на практике также занимает особое место в становлении молодого специалиста, особенно если учитывать быстро изменяющиеся условия функционирования системы здравоохранения, внедрение инноваций, осуществление деятельности в условиях риска. При исследовании формирования профессионально важных навыков, проведенном среди студентов фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета3, также отмечается низкая сформированность компетенции «Креативность» (у более 30 % респондентов средний балл варьировал от 2,44 до 3,65 по 7-балльной шкале), что, по мнению авторов, может повлиять на дальнейшее профессиональное развитие специалиста.

В целом, несмотря на выявленные обстоятельства, необходимо отдельно рассмотреть недостаток информированности респондентов об осваиваемых ими компетенциях, поскольку 54,3 % опрошенных недостаточно полно знакомы с понятием «soft skills», а 37,1 % – никогда о нем не слышали. Вследствие этого респонденты могут испытывать затруднения при рассмотрении понятия «soft skills» в разрезе составляющих его компетенций и индикаторов их формирования. Данная проблема характерна не только для студентов медицинского университета. В аналогичном исследовании, посвященном изучению развития «soft skills» среди студентов 2-го курса Самарского государственного технического университета, у 70 % опрошенных установлен недостаток или отсутствие знаний о понятиях «soft skills» [13].

В условиях недостатка информации респонденты обозначают, что наиболее эффективными методами формирования «soft skills» являются практические методы обучения (80,0 % респондентов), в частности, командная работа (74,3 % респондентов). ФГОС ВО «бакалавриат» по направлению подготовки «Сестринское дело» предусматривает приобретение УК – «Командная работа и лидерство» (УК-3). Согласно данным, представленным в литературе, навык командной работы высоко ценится российскими работодателями и занимает ведущее место в рейтинге универсальных навыков, необходимых соискателю [14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные условия и требования к подготовке высококвалифицированных специалистов диктуют необходимость формирования «soft skills». На основе полученных результатов изучения мнения бакалавров сестринского дела можно сделать вывод о недостатке информации у обучающихся о важности «soft skills» в профессиональной деятельности данного специалиста. При этом в целом можно утверждать, что ключевые компетенции «4К» у обучающихся хорошо сформированы. Повышение информированности студентов, применение специальных учебных технологий и методик освоения и закрепления «soft skills» при изучении профессиональных дисциплин позволит повысить уровень соответствующих навыков.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The authors declare that there is no conflict of interests.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки (собственные ресурсы).

Financial support. The study was not sponsored (own resources).

ВКЛАД АВТОРОВ

И.Г. Новокрещенова – разработка концепции работы, окончательное редактирование и утверждение публикуемой версии рукописи.

И.В. Новокрещенов – анализ научной работы, критический пересмотр с внесением ценного интеллектуального содержания, принятие на себя ответственности за все аспекты работы.

В.В. Чунакова – дизайн работы, анализ материала, редактирование, написание рукописи.

Н.А. Семикина – сбор и обработка материала, анализ материала, редактирование, написание рукописи

Л.М. Аранович – редактирование, написание рукописи.

AUTHOR CONTRIBUTIONS

Irina G. Novokreshchenova – development of the concept of the work, final editing and approval of the published version of the manuscript.

Igor V. Novokreshchenov – analysis of scientific work, critical revision with the introduction of valuable intellectual content, taking responsibility for all aspects of the work.

Viktoria V. Chunakova – design of the work, material analysis, editing, writing the manuscript.

Natalia A. Semikina – collection and processing of material, analysis of material, editing, writing a manuscript.

Lilia M. Aranovich – editing, writing the manuscript.

1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело» (утв. Приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 971 (ред. от 08.02.2021). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710060024?ysclid=lah59ypfro684516248 (дата обращения: 13.10.2022).

2. Пинская М.А., Михайлова А.М. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019; 76 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/02/19/1575185125/4K_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (дата обращения: 13.10.2022).

3. Олейникова Т.А. Маркетинговые подходы к формированию профессионально важных качеств в процессе обучения провизоров. Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 84-й годовщине КГМУ / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. Курск: КГМУ. 2019. С. 424–429. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37262832&ysclid=lah5h7x2sy455487171 (дата обращения: 13.10.2022).

Список литературы

1. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; 4(25): 177–181.

2. Мирошникова Л.Ю., Бразнец Е.С. Развитие гибких навыков как способ обучения представителей поколения «Альфа». The Scientifc Heritage. 2021; 65(4): 26–29. http://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-65-4-26-29

3. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ксенофонтова А.И. и др. Способы оценки мягких навыков при отборе персонала. Московский экономический журнал. 2020; 4: 450–459. http://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10215

4. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; 1(86): 194–196. http://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196

5. Шрайбер Н.А. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2(69): 145–147.

6. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник. 2018; 5: 127–135. http://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10164

7. Корягина И.И., Куклина Л.В. Особенности становления ключевых компетенций у обучающихся с разной профессиональной направленностью. Вестник Череповецкого государственного университета. 2020; 4(97): 234–242. http://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-4-97-21

8. Клигуненко Е.Н., Кравец О.В., Площенко Ю.А. и др. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. Медицина неотложных состояний. 2018; 5(92): 169–172.

9. Ронжина Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления. Профессиональное образование и рынок труда. 2020; 2: 116–121. http://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10235

10. Спивак В.А. Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера. Лидерство и менеджмент. 2021; 8(1): 53–68. http://doi.org/10.18334/lim.8.1.111524

11. Кубряк О.В., Багдасарьян Н.Г., Герасименко М.Ю. и др. О критичности врача: междисциплинарный подход. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019; 6: 295–313.

12. Моторина И.В., Моторин А.В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза – перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018; 2(21): 305–321.

13. Малова М.М. Роль «мягких навыков» в современной профессиональной деятельности. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия:Психолого-педагогические науки. 2019; 4(44): 150–165. http://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10

14. Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2012; 182: 103–108.


Об авторах

И. Г. Новокрещенова
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

 Новокрещенова Ирина Геннадьевна – д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией 

  ул. Большая Казачья, д. 112, Саратов, 410012 



И. В. Новокрещенов
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

  Новокрещенов Игорь Вениаминович – канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией

ул. Большая Казачья, д. 112, Саратов, 410012 



В. В. Чунакова
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

 Чунакова Виктория Владимировна – канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией

 ул. Большая Казачья, д. 112, Саратов, 410012 



Н. А. Семикина
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

 Семикина Наталья Алексеевна – канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией  

 ул. Большая Казачья, д. 112, Саратов, 410012 



Л. М. Аранович
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Россия

 Аранович Лилия Михайловна – канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией 

ул. Большая Казачья, д. 112, Саратов, 410012 



Рецензия

Для цитирования:


Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В., Чунакова В.В., Семикина Н.А., Аранович Л.М. Самооценка формирования «soft skills» бакалавров сестринского дела. Национальное здравоохранение. 2022;3(4):19-26. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.4.19-26

For citation:


Novokreshchenova I.G., Novokreshchenov I.V., Chunakova V.V., Semikina N.A., Aranovich L.M. A survey on self-assessment of “soft skills” formation in bachelors majoring in nursing. National Health Care (Russia). 2022;3(4):19-26. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2022.3.4.19-26

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)