Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Анализ и оценка системы подготовки кадров в области общественного здоровья в Российской Федерации

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.1.63-72

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется состоянию общественного здоровья населения, его сохранению и укреплению. Особую роль в эффективном решении проблем общественного здоровья играют специалисты данной области и уровень их подготовки. Проведение анализа образовательных программ и профессиональных стандартов специалистов, занимающихся профилактикой заболеваний и укреплением здоровья, является важным шагом для выявления проблем в образовательном процессе и разработки рекомендаций по его улучшению.
Цель. Проанализировать систему подготовки кадров в области общественного здоровья в рамках медицинского образования Российской Федерации, предложить направления для ее оптимизации.
Материалы и методы. Изучены нормативные документы, регулирующие образовательную и профессиональную деятельность в области общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины Российской Федерации: 20 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки 31.00.00 Клиническая медицина и 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина и 4 профессиональных стандарта.
Результаты. Проведенный анализ показал несоответствие между знаниями, заложенными в образовательных программах, и уровнем знаний медицинских работников по вопросам здоровья и профилактики заболеваний, в том числе отвечающих за проведение диспансеризации. Наблюдается отрицательная динамика в отношении количества и качества выпускаемых специалистов медико-профилактического направления. Для обеспечения качественной подготовки специалистов в области общественного здоровья требуется актуализация и гармонизация образовательных программ всех медицинских специалистов по вопросам профилактики заболеваний с последующим контролем качества знаний; разработка и утверждение профессиональных стандартов «врач по медицинской профилактике» и «специалист в области общественного здоровья».
Заключение. Результаты анализа могут служить основой для разработки стратегий и инициатив, направленных на развитие системы подготовки специалистов по общественному здоровью, повышение привлекательности и интереса к профилактическим медицинским специальностям и развитие научных исследований в данной области.

Для цитирования:


Маньшина А.В., Маркина А.Ю., Бутарева М.М., Кобяцкая Е.Е. Анализ и оценка системы подготовки кадров в области общественного здоровья в Российской Федерации. Национальное здравоохранение. 2025;6(1):63-72. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.1.63-72

For citation:


Manshina A.V., Markina A.Yu., Butareva M.M., Kobyatskaya E.E. Analysis and evaluation of the public health training system in the Russian Federation. National Health Care (Russia). 2025;6(1):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.1.63-72

Список сокращений:

  • ЗОЖ – здоровый образ жизни
  • ОМП/КМП – отделение/кабинет медицинской профилактики
  • ФГОС ВО – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

В Российской Федерации проводится государственная политика в области укрепления общественного здоровья, направленная на создание единой системы, включающей правовые, инфраструктурные, программные элементы, а также конкретные мероприятия [1].

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»1 одной из приоритетных национальных целей определено сохранение населения, укрепление здоровья, повышение благополучия людей, поддержка семьи. Показателем, характеризующим достижение национальной цели, является увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателя ожидаемой продолжительности здоровой жизни2.

В рамках новых национальных проектов «Семья»3, «Продолжительная и активная жизнь»4, «Новые технологии сбережения здоровья»5 профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья населения остаются приоритетными направлениями и требуют качественно новых специалистов с междисциплинарными компетенциями, соответствующими уровню развития медицинской науки.

В настоящее время ключевые вызовы, стоящие перед современным медицинским образованием, определяются дефицитом медицинских кадров, диспропорцией кадрового обеспечения всей отрасли системы здравоохранения, а также кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса, созданием и внедрением инновационных образовательных технологий6 [2][3].

Для подготовки специалистов, способных справляться с современными задачами и вызовами в области общественного здоровья, представляется целесообразным провести анализ существующих образовательных программ и профессиональных стандартов специалистов, чья деятельность направлена на профилактику заболеваний и укрепление здоровья населения. Это позволит выявить проблемы в образовательном процессе и разработать рекомендации по улучшению содержания учебных планов и программ, что будет способствовать повышению квалификации специалистов. Актуализация образовательной базы по профилактике заболеваний поможет повысить эффективность профилактических мероприятий, а также стимулировать интерес молодежи к профессиям в области общественного здоровья, что является особенно важным в условиях современного общества, стремящегося к повышению качества жизни и здоровья населения.

Выявление существующих проблем в системе подготовки кадров позволит разработать рекомендации по улучшению методологических подходов к созданию образовательных программ, учебных планов, пособий и др., что, в свою очередь, обеспечит более высокий уровень квалификации специалистов.

Цель: проанализировать систему подготовки кадров в области общественного здоровья в рамках медицинского образования Российской Федерации, предложить направления для ее оптимизации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Были изучены нормативные правовые документы Российской Федерации, регулирующие образовательную и профессиональную деятельность в области общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины (федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), профессиональные стандарты).

В системе общественного здоровья профессиональная деятельность специалистов с высшим медицинским образованием регламентируется следующими профессиональными стандартами, утвержденными приказами Минтруда России:

  • от 7 ноября 2017 г. № 768н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”»7;
  • от 25 июня 2015 г. № 399н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области медико-профилактического дела”»8;
  • от 21 марта 2017 г. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)”»9;
  • от 27 марта 2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-педиатр участковый”»10.

Подготовка медицинских специалистов в области общественного здоровья осуществляется в соответствии с ФГОС ВО по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки:

  1. 31.00.00 Клиническая медицина – специалитет по специальностям 31.05.01 Лечебное дело11; 31.05.02 Педиатрия12;
  2. 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина – специалитет по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело13;
  3. 31.00.00 Клиническая медицина – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье14;
  4. 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальностям15 32.08.01 Гигиена детей и подростков; 32.08.02 Гигиена питания; 32.08.03 Гигиена труда; 32.08.04 Гигиеническое воспитание; 32.08.05 Дезинфектология; 32.08.06 Коммунальная гигиена; 32.08.07 Общая гигиена; 32.08.08 Паразитология; 32.08.09 Радиационная гигиена; 32.08.10 Санитарно-гигиенические лабораторные исследования; 32.08.11 Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы; 32.08.12 Эпидемиология; 32.08.13 Вирусология; 32.08.14 Бактериология; 32.08.15 Медицинская микробиология;
  5. 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина – магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение16.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Кадры для системы общественного здоровья традиционно готовятся в рамках специалитета по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело.

Согласно квалификационным требованиям в отношении мер по профилактике вредных воздействий на человека факторов среды обитания и образа жизни специалитет по вышеуказанному направлению решает профессиональные задачи в целях выявления, уменьшения и устранения влияния вредных факторов среды обитания на здоровье человека; в целях формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) проведение гигиенического воспитания и формирование у различных групп населения мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья, обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья [4].

Подготовка специалистов по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина, по данным Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования осуществляется в Российской Федерации на 34 различных факультетах образовательных организаций высшего образования17 во всех федеральных округах Российской Федерации: в Приволжском (7), Сибирском (5), Центральном (5), Южном (4), Северо-Западном (3), Дальневосточном (2), Уральском (2) и Северо-Кавказском (2) [5].

Однако в численности подготовленных специалистов по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело наблюдается отрицательная динамика: общее количество выпускников снизилось в 1,2 раза: с 1511 человек в 2012 г. до 1241 в 2022 г.18 Наибольшие контрольные цифры приема по данной специальности наблюдались в 2009 г. (1643), а наименьшие – в 2017 г. (1248) [6].

Низкую привлекательность направления подготовки 32.05.01 Медико-профилактическое дело среди абитуриентов подтверждают и данные приемной кампании в образовательных организациях высшего образования: в 2023/2024 гг. доля зачисленных на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках целевой квоты составила 62,2 %.

Сокращение численности подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело затрудняет возрастную ротацию кадров, приводит к нехватке специалистов в области общественного здоровья. Это сказывается на кадровом составе как медицинских организаций, так и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор) – основного места трудоустройства большинства выпускников медико-профилактического факультета.

Несмотря на то что в среднем ежегодно выпускается более 1300 врачей медико-профилактического профиля, потребность Роспотребнадзора в профильных специалистах полностью не обеспечивается. В органах Роспотребнадзора наблюдается сокращение числа специалистов примерно на 60 %: с 26 205 в 1996 г. до 10 451 человек в 2020 г. Кроме того, административная реформа службы Роспотребнадзора 2004 г. и необходимость исполнения функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей обусловили соответствующие потребности в кадровом обеспечении службы, что послужило толчком к изменению соотношения доли как врачебных, так и неврачебных (медицинских и немедицинских) кадров [5][7]. В настоящее время кроме врачей медико-профилактического профиля Роспотребнадзору также необходимы специалисты с базовым немедицинским образованием. Увеличилось количество штатных должностей и физических лиц специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, включая специалистов, имеющих высшее юридическое образование, и специалистов по защите прав потребителей [8].

Таким образом, возникает необходимость пересмотра образовательных программ специалистов медико-профилактического профиля в соответствии с новыми задачами в области сохранения и укрепления здоровья. Это требует создания сферы образовательных услуг, соответствующих потребностям рынка труда, а также обеспечения взаимосвязи академических знаний и практических умений для формирования профессиональных компетенций, ориентированных на запросы потенциальных работодателей [6].

Осуществление профилактической деятельности входит не только в профессиональные функции специалистов медико-профилактического профиля. Так, в рамках профессиональных задач специалистов по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело19 и 31.05.02 Педиатрия20 предусмотрено «проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья, диагностики заболеваний и патологических состояний пациентов, формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья» [4].

В соответствии с рабочей программой дисциплины для лечебного факультета формируются следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОПК и ПК) профилактического характера: ОПК-2 – способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению населения; ПК-5 – способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике и формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению населения. В соответствии с рабочей программой дисциплины педиатрического факультета формируется профессиональная компетенция ПК-4 – способен проводить профилактические мероприятия, в том числе санитарно-просветительную работу, среди детей и их родителей21.

Кроме того, в профессиональном стандарте врача-терапевта участкового22 заложена трудовая функция «Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническое просвещение населения». В профессиональном стандарте врача-педиатра участкового23 определяется трудовая функция «Проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-профилактической работы, среди детей и их родителей».

Одним из ведущих специалистов в области общественного здоровья является врач по медицинской профилактике.

В настоящее время должность врача по медицинской профилактике не связана с соответствующей специальностью, поскольку такая специальность отсутствует [9].

Согласно квалификационным требованиям24 для замещения должности врача по медицинской профилактике необходимо наличие высшего образования – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия» (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия» или профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»), а также прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Представляется логичным, что для указанной должности необходимо получить тематическое дополнительное профессиональное образование в виде повышения квалификации, что не представляется возможным ввиду отсутствия ординатуры или дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки. Следовательно, такая должность требует введения отдельной специальности.

Несмотря на активное продвижение повестки укрепления здоровья населения на государственном уровне и включение ее в учебные программы и трудовые функции специалистов клинического профиля, уровень информированности врачей по вопросам ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний остается крайне низким на протяжении длительного времени, о чем свидетельствуют данные ряда исследований25 [10–12]. Большинство медицинских специалистов не придают значения профилактической работе в своей профессиональной деятельности [12]. Кроме того, знания и навыки в области укрепления здоровья способствуют также и повышению приверженности ЗОЖ самих медицинских специалистов [13].

Так, охват специалистов образовательными программами по вопросам ЗОЖ составляет в среднем только 30 % [10]. В ряде регионов доля врачей терапевтов и педиатров участковой службы, прошедших обучение по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний, от общего числа этих специалистов составляет от 2,1 до 12 % [11]. Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение медицинских осмотров (периодические, предварительные, целевые) знают только 20,6 % врачей (в том числе 1,7 % хирургов; 26,3 % терапевтов; 28,3 % педиатров; 20,1 % акушеров-гинекологов). При тестировании по данному вопросу врачи стационара показали худшие результаты, чем их коллеги в амбулаторно-поликлиническом звене [12].

Крайне низкая грамотность врачей по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний, коррекции факторов риска и основ ЗОЖ наблюдается и среди персонала отделений/кабинетов медицинской профилактики (ОМП/КМП) и центров здоровья, основная функция которых заключается в организации и участии в проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения [12][14].

По результатам опроса, проведенного ФГБУ «НМИЦ терапии и профилактической медицины» Минздрава России, более 70 % врачей ОМП/КМП в 31 регионе (40 % от общего числа опрошенных) не прошли обучение по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формированию ЗОЖ за последние 5 лет [15]. В частности, в 10 субъектах Российской Федерации (12,8 % опрошенных), включая Брянскую, Еврейскую автономную, Магаданскую, Новгородскую, Оренбургскую, Псковскую области, Республику Адыгея, Севастополь, Ненецкий и Чукотский автономные округа, 100 % врачей ОМП/КМП не прошли обучение. Только в трех регионах России (3,8 % предоставивших данные) – Белгородской, Самарской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, все врачи ОМП/КМП прошли курсы по указанным темам. В девяти других субъектах (Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Липецкая, Сахалинская области, Республика Хакасия, Чеченская Республика и Санкт-Петербург) отмечается, что более 70 % врачей получили соответствующее обучение.

Такой низкий уровень подготовки специалистов по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний вызывает тревогу в связи с необходимостью усиления мер по улучшению ситуации с кратким и углубленным профилактическим консультированием, проводимым в рамках диспансеризации [10].

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»26 (далее – ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ) «диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследования, проводимые в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемые в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации». Основной задачей диспансеризации является раннее выявление (скрининг) хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

В настоящее время диспансеризация является ключевым профилактическим мероприятием со стороны системы здравоохранения, направленным на сохранение здоровья здоровых, своевременное выявление заболеваний и факторов риска их развития, а также позволяет провести оценку состояния общественного здоровья. Недостаточный уровень знаний и подготовки врачей в этой области является серьезным барьером для проведения диспансеризации населения на высоком и качественном профессиональном уровне. Без соответствующей квалификации медицинские специалисты не смогут эффективно выявлять и предотвращать заболевания, что может негативно сказаться на здоровье населения и качестве профилактических медицинских услуг.

Таким образом, чтобы диспансеризация населения проводилась на высоком уровне и действительно способствовала сохранению и улучшению здоровья, необходимы устранение недостатков в подготовке врачей и создание условий для их профессионального роста.

Еще одно важное место среди профессиональных кадров в области общественного здоровья занимает специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Ранее, согласно ФГОС ВО по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации) от 2014 г.27 (прием на обучение в соответствии с данным ФГОС ВО был прекращен с 31 декабря 2022 года), указанные специалисты осуществляли следующие виды профессиональной деятельности: профилактическая, психолого-педагогическая, организационно-управленческая.

К профессиональным задачам профилактической деятельности относились28:

  • предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
  • проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья.

В новом ФГОС ВО – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02.02.22 г. № 9729, полностью отсутствует профилактическая деятельность. Профессиональные задачи специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью ориентированы на медицинскую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую и педагогическую деятельность.

В свете внесенных изменений представляется особенно важной подготовка специалистов, чья профессиональная деятельность ориентирована на профилактику заболеваний и укрепление общественного здоровья.

Основы для подготовки необходимых специалистов в области общественного здоровья были заложены Приказом Минобрнауки России № 485 от 31.05.2017 (с изменениями и дополнениями от 26.11.2020 г., 8.02.2021 г.)30, который ввел ФГОС ВО – магистратура по направлению подготовки «Общественное здравоохранение».

К области их профессиональной деятельности относятся31:

  • образование и наука (в сфере научных исследований);
  • здравоохранение (в сфере организации системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья).

Профессиональными компетенциями магистра по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение по научно-исследовательской деятельности являются32:

  • «способность и готовность к организации и проведению научных исследований, включая выбор цели и формулировку задач, планирование, подбор адекватных методов, сбор, обработку, анализ данных и публичное их представление с учетом требований информационной безопасности;
  • способность и готовность к организации и осуществлению прикладных и практических проектов и иных мероприятий по изучению и моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения».

Профессиональные компетенции магистра по организационно-управленческой деятельности33:

  • «способность и готовность к планированию, организации и осуществлению мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения;
  • способность и готовность к просветительской деятельности (публичные лекции, доклады, просветительская работа с группами риска)».

Магистры по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение имеют как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование, представляют собой современные профессиональные кадры в области профилактики заболеваний и укрепления общественного здоровья. В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст)34 данная магистратура отнесена к «Наукам о здоровье и профилактической медицине».

Программа магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение реализуется более десяти лет в университетах Российской Федерации по различным профилям подготовки. При этом в стране до сих пор отсутствует профессиональный стандарт «Специалист в области общественного здоровья». В связи с этим должности, которые могли бы замещать выпускники данной образовательной программы, до настоящего времени не определены, трудоустройство магистров по основной своей специальности затруднено [16].

Следовательно, необходимо внесение изменений в Приказ Минздрава России от 2.05.2023 г. № 205н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»35 в части введения должности «специалист в области общественного здоровья», что, в свою очередь, определяет необходимость разработки и утверждения профессионального стандарта «Специалист в области общественного здоровья».

ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс подготовки кадров в области общественного здоровья является основой кадрового и инновационного развития системы общественного здоровья Российской Федерации. Изменения в экономической и социальной среде, новые требования в области улучшения демографической ситуации и состояния здоровья населения, а также новый вектор развития системы образования России требуют пересмотра подготовки специалистов в области общественного здоровья.

Современная система общественного здоровья должна функционировать в соответствии с изменением спектра потребностей населения и обладать соответствующими современными технологиями, в том числе по подготовке кадров.

Эффективный ответ на эти вызовы требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров в области общественного здоровья, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию кадров, внедрения новых образовательных технологий.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в соответствии с ФГОС ВО в системе общественного здоровья подготовка специалистов с высшим медицинским образованием ведется по двум укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки: 31.00.00 Клиническая медицина и 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина. Несмотря на то что функции по проведению профилактических мероприятий и охране здоровья населения предусмотрены в подготовке и профессиональной деятельности большинства клинических медицинских специальностей, уровень и качество знаний по вопросам здоровья и профилактике заболеваний остается на крайне низком уровне. Подготовка специалистов медико-профилактического направления в настоящее время характеризуется отрицательной динамикой как в отношении количества, так и качества выпускаемых специалистов, что требует принятия срочных мер по модернизации образовательных программ и пересмотру системы подготовки кадров.

Это требует изменений по следующим направлениям:

1) актуализация образовательных программ всех медицинских специалистов по вопросам профилактики заболеваний;

2) регулярное проведение контроля качества знаний, оценки и мониторинга грамотности в вопросах здоровья медицинских работников, навыков использования информации об укреплении здоровья;

3) разработка и утверждение профессиональных стандартов «врач по медицинской профилактике» и «специалист в области общественного здоровья», с последующим введением специальностей;

4) разработка примерной образовательной программы для специальности «врач по медицинской профилактике»;

5) развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и индустриальных партнеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на акцент политики Российской Федерации, направленный на укрепление здоровья населения, наблюдается снижение интереса к специальностям в этой области как среди абитуриентов, так и медицинских специалистов. Это приводит к устойчивому кадровому дефициту. Недостаточная привлекательность профессий в этой сфере может привести к серьезным последствиям для системы здравоохранения.

Отсутствие таких специальностей, как «Специалист в области общественного здоровья» и «Врач по медицинской профилактике», а также неопределенность в их профессиональных границах из-за отсутствия профессиональных стандартов и трудовых возможностей лишь усугубляют проблему и создают дополнительные препятствия для формирования кадрового потенциала в сфере общественного здоровья.

Результаты анализа могут служить основой для разработки стратегий и инициатив, направленных на развитие системы подготовки специалистов по общественному здоровью, повышению привлекательности и интереса к профилактическим медицинским специальностям и развитию научных исследований в области общественного здоровья.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. М.М. Бутарева, научный редактор, не принимала участия в редакционном рассмотрении и принятии решений по данной статье.

Conflict of interests. The authors declare that there is no conflict of interests. Maria M. Butareva is an scientific editor had no role in the editorial review and decision making for this article.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки (собственные ресурсы).

Financial support. The study was not sponsored (own resources).

ВКЛАД АВТОРОВ

А.В. Маньшина – идея исследование, анализ данных, написание текста статьи.

А.Ю. Маркина, М.М. Бутарева, Е.Е. Кобяцкая – обсуждение концепта исследования, редактирование статьи.

Все авторы утвердили окончательную версию статьи.

AUTHOR CONTRIBUTIONS

Anastasia V. Manshina – idea of the study, data analysis, writing the manuscript.

Alena Yu. Markina, Maria M. Butareva, Elena E. Kobyatskaya – discussion of the research concept, editing of the article.

All the authors approved the final version of the article.

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=606911096 (дата обращения: 20.01.2025).

2. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

3. Правительство России. Национальный проект «Семья». URL: http://government.ru/info/54303/ (дата обращения: 20.01.2025).

4. Правительство России. Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». URL: http://government.ru/info/54305/ (дата обращения: 20.01.2025).

5. Правительство России. Национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья». URL: http://government.ru/info/54317/ (дата обращения: 20.01.2025).

6. World Health Organization. A Universal Truth: No Health Without A Workforce. WHO, 2014. URL: https://www.who.int/publications/m/item/hrh_universal_truth (дата обращения: 20.01.2025).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7.11.2017 г. № 768н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”». URL: https://docs.cntd.ru/document/542611094 (дата обращения: 20.01.2025).

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.06.2015 г. № 399н (в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2023 года приказом Минтруда России от 31 августа 2023 года № 689н) «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области медико-профилактического дела”». URL: https://docs.cntd.ru/document/420285899 (дата обращения: 20.01.2025).

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 г. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)”». URL: https://docs.cntd.ru/document/420395834 (дата обращения: 20.01.2025).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-педиатр участковый”». URL: https://docs.cntd.ru/document/456055818 (дата обращения: 20.01.2025).

11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (с изменениями и дополнениями). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Spec/310501_C_3_18062021.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.02 Педиатрия» (с изменениями и дополнениями). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Spec/31.05.02_C_3_14092020.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15.06.2017 г. № 552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело» (с изменениями и дополнениями). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Spec/320501_C_3_18062021.pdf (дата обращения:20.01.2025).

14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 02.02.2022 г. № 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310871_Organisation_heltf_system.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

15. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО по направлениям ординатуры: 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/9/189 (дата обращения: 20.01.2025).

16. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31.05.2017 г. № 485 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение». URL: https://base.garant.ru/71705264/ (дата обращения: 20.01.2025).

17. Мельцер А.В. Актуальные вопросы подготовки кадров медико-профилактического профиля с учетом новых вызовов и угроз (доклад). Материалы XV Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2024» совместно с заседанием Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по укрупненным группам специальностей и наук 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина. URL: nedelya_medicinskogo_obrazovaniya_-_2024_(1).pdf (дата обращения: 20.01.2025).

18. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

19. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25.08.2014 г. № 1092 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310849_Terapiya.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

20. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25.08.2014 г. № 1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.19 Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310819_Pediatriya.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

21. Тихонова Н.В. Особенности формирования профессиональных компетенций будущего врача на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. Сборник статей II Международного научно-педагогического форума «Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики», г. Красноярск, 31 января – 3 февраля 2023 г. С. 103–108. EDN: XCGNYZ (дата обращения: 20.01.2025).

22. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2017 г. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». URL: https://docs.cntd.ru/document/420395834 (дата обращения: 20.01.2025).

23. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.03.2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый». URL: https://docs.cntd.ru/document/456055818 (дата обращения: 20.01.2025).

24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 г. № 206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» (с изменениями на 19 февраля 2024 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/1301630908 (дата обращения: 20.01.2025).

25. Гамаянова С.В., Бараева А.Н., Фрянцева Т.В. Отношение врачей государственных медицинских организаций к профилактической работе: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России», 11–13 мая 2016, Москва. Профилактическая медицина. 2016; 19 (2-2): 19-19. URL: https://www.mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2016/2-2/1230549482016022019 (дата обращения 20.01.2025)

26. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 20.01.2025).

27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.08.2014 г. № 1114 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: https://base.garant.ru/70751064/ (дата обращения: 20.01.2025).

28. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

29. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 02.02.2022 г. № 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310871_Organisation_heltf_system.pdf (дата обращения: 20.01.2025).

30. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.05.2017 г. № 485 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение». URL: https://base.garant.ru/71705264/ (дата обращения: 20.01.2025).

31. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

32. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

33. Там же (дата обращения: 20.01.2025).

34. Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209667/ (дата обращения: 20.01.2025).

35. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (с изменениями на 4 декабря 2023 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/1301630909 (дата обращения: 20.01.2025).

Список литературы

1. Салагай О.О., Сошкина К.В. Правовые подходы к установлению минимального возраста продажи алкогольной продукции. Журнал российского права. 2019; 5: 90–98. https://doi.org/10.12737/art_2019_5_8. EDN: IBEFOO

2. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И. и др. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры: статистические материалы. Часть 1. М.: из-во ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2022. 284 с. ISBN 978-5-94116-095-2. EDN: WGTFXZ

3. Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Твилле П.С. и др. Анализ распространенности и факторов профессионального выгорания медицинских работников в Нижегородской области: пилот программы «Забота о медиках» Фонда «ВБлагодарность». Национальное здравоохранение. 2024; 5(1): 38–49. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.1.38-49. EDN: AFTHCP

4. Бобровницкий И.П., Прилипко Н.С., Турбинский В.В., Яковлев М.Ю. Окружающая среда и общественное здоровье: актуальные вопросы организации здравоохранения и медицинского образования. Менеджер здравоохранения. 2021; 1: 5–14. http://dx.doi.org/10.21045/1811-0185-2021-1-5-14. EDN: BNZVSE

5. Крига А.С., Овчинникова Е.Л. Историческая роль службы Госсанэпиднадзора (Роспотребнадзора) в снижении стратегических рисков (к 95-летию со дня образования). Национальные приоритеты России. 2017; 3(25): 45–55. EDN: ZHAWTV

6. Мельцер А.В., Пронина А.А., Хурцилава О.Г. и др. Подготовка врачей медико-профилактического профиля в условиях развития и укрепления системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора: отдельные аспекты. Профилактическая и клиническая медицина. 2021; 3(80): 9–20. http://dx.doi.org/10.47843/2074-9120_2021_3_9. EDN: DCPAFK

7. Попова А.Ю. К 95-летию создания государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Здоровье населения и среда обитания. ЗНиСО. 2017; 9(294): 3–6. http://dx.doi.org/10.35627/2219-5238/2017-294-9-3-6. EDN: WVUQOA

8. Попова А.Ю., Мельцер А.В., Пронина А.А. и др. О кадровом обеспечении деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в условиях меняющихся рисков здоровью. Профилактическая и клиническая медицина. 2022; 2(83): 4–14. http://dx.doi.org/10.47843/2074-9120_2022_2_4. EDN: TMRZBN

9. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Кукушкин С.К. Проблема кадрового дефицита врачей по медицинской профилактике. Менеджер здравоохранения. 2019; 9: 62–71. EDN: PNNPNF

10. Данилова Е.С., Попович М.В., Глазунов И.С. и др. Оценка мероприятий по информированию населения и образованию специалистов в рамках реализации региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в РФ. Проблемы науки. 2017; 11(24): 82–90. EDN: ZXPCAT

11. Усова Е.В., Попович М.В., Маньшина А.В. и др. Аспекты оценки динамики информированности медицинских специалистов в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний. Профилактическая медицина. 2019; 22(5): 27–31. https://doi.org/10.17116/profmed20192205127. EDN: EHHAQK

12. Козлов В.А., Поляков Б.А., Мушников Д.Л. и др. Состояние подготовленности врачей по вопросам профилактики важнейших неинфекционных заболеваний. Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(2): 31–35. EDN: YGDVKF

13. Армашевская О.В., Соколовская Т.А., Бахадова Е.В. Ценностные приоритеты медицинских работников по отношению к здоровью. Социальные аспекты здоровья населения. 2023; 69(5): 11. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-5-11

14. Мыльникова Л.А., Камынина Н.Н. Создание Центра общественного здоровья и медицинской профилактики города Москвы как структуры популяционного уровня медицинской профилактики в мегаполисе. Здоровье мегаполиса. 2021; 2(1): 7–21. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2021.v2i1;7-21. EDN: XVVTXS

15. Дроздова Л.Ю., Иванова Е.С., Егоров В.А. и др. Анализ ресурсов структур медицинской профилактики. Профилактическая медицина. 2023; 26(11): 22–28. https://doi.org/10.17116/profmed20232611122. EDN: UQUXEX

16. Маньшина А.В., Косаговская И.И., Хальфин Р.А. Оценка кадрового потенциала центров общественного здоровья и медицинской профилактики в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2023; 26(8): 7–14. https://doi.org/10.17116/profmed2023260817. EDN: FOUUVW


Об авторах

А. В. Маньшина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Маньшина Анастасия Викторовна – ассистент Института лидерства и управления здравоохранением 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



А. Ю. Маркина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Маркина Алена Юрьевна – д-р мед. наук, доцент Института лидерства и управления здравоохранением 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



М. М. Бутарева
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Бутарева Мария Михайловна – д-р мед. наук, профессор Института лидерства и управления здравоохранением 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



Е. Е. Кобяцкая
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Кобяцкая Елена Евгеньевна – канд. эконом. наук, доцент Института лидерства и управления здравоохранением 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



Рецензия

Для цитирования:


Маньшина А.В., Маркина А.Ю., Бутарева М.М., Кобяцкая Е.Е. Анализ и оценка системы подготовки кадров в области общественного здоровья в Российской Федерации. Национальное здравоохранение. 2025;6(1):63-72. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.1.63-72

For citation:


Manshina A.V., Markina A.Yu., Butareva M.M., Kobyatskaya E.E. Analysis and evaluation of the public health training system in the Russian Federation. National Health Care (Russia). 2025;6(1):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2025.6.1.63-72

Просмотров: 486


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)