Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

Методы и процедуры оценки культуры здоровья подростков

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.4.20-26

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Становление культуры здоровья человека – сложная проблема в сфере здравоохранения, для преодоления которой необходимо создавать систему воспитания и обучения навыкам заботы о здоровье с ранних лет жизни. Продолжительность и сложность формирования культуры здорового образа жизни предполагает научно обоснованное, целенаправленное и систематическое воздействие на подростков с целью выработки норм поведения, обеспечивающих высокий уровень культуры здоровья. Отсутствие единого подхода к определению культуры здоровья ограничивает возможности ее количественного измерения и сравнения. В ходе работы проведен теоретический анализ научной литературы с целью изучения разнообразия подходов к оценке культуры здоровья подростков. Приведены наиболее распространенные методы изучения культуры здоровья. Выявлено, что для оценки уровня культуры здоровья с медицинских позиций на сегодня существует определенный дефицит комплексных теоретических подходов и инструментальных методов, которые могли бы позволить оценить изучаемый феномен с учетом всего его многообразия. Обобщение опыта и проведенный анализ показывают необходимость разработки универсальной системы оценки культуры здоровья подростков, обладающей высоким адаптивным потенциалом и возможностью модифицироваться под любые группы подростков.

Для цитирования:


Бирюкова Н.В., Бутарева М.М. Методы и процедуры оценки культуры здоровья подростков. Национальное здравоохранение. 2024;5(4):20-26. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.4.20-26

For citation:


Biryukova N.V., Butareva M.M. Methods and procedures for assessing the culture of adolescent health. National Health Care (Russia). 2024;5(4):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.4.20-26

Список сокращений:

  • ЗОЖ – здоровый образ жизни

Исследование отношения подростков к собственному здоровью и личностных факторов, влияющих на него, имеет большое значение для развития эффективного гигиенического обучения и воспитания подрастающего поколения.

Здоровье молодых людей рассматривается в широком смысле, затрагивающем физическое, эмоциональное и социальное благополучие, что соответствует трактовке понятия Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)1 [1].

Проблема состоит в том, что здоровье у большинства населения ассоциируется с медициной, а его нарушение, соответственно, с посещением медицинской организации и наблюдением врача. При этом упускается из виду, что многие модели поведения, отражающие образ жизни подростков, могут прямо или косвенно влиять на здоровье и имеют последствия как для настоящего, так и для будущего его развития [2][3].

Многие ученые отмечают сложные взаимодействия между здоровьем, болезнью и культурой. При этом отмечая, что сущность культуры здоровья зависит от культурного знания и индивидуального опыта, поэтому может конструироваться, модифицироваться2 [4][5]. Как отмечает L.C. Garro, понятия культуры и здоровья имеют тесную взаимосвязь и многие заболевания возникают в рамках определенного общества, а культура здоровья не целостное и стабильное образование, а динамичное представление индивидуума о правильности или неправильности ведущих аспектов здоровья в целом [6].

Культура здоровья тесно связана с повседневной жизнью человека и отражает два ключевых аспекта: психологическое отношение к здоровью и болезни (как человек воспринимает свое здоровье, как относится к возможности его нарушения, какие у него есть страхи и ожидания) и представление об опыте болезни (какие знания о болезнях преобладают в обществе, с какими заболеваниями люди сталкиваются чаще всего, какой опыт лечения и профилактики у них есть) [5].

В общем смысле культура здоровья отражает комплекс знаний и компетенций индивидуума, позволяющий удовлетворить его личные потребности в области здравоохранения. При этом, рассматривая взаимосвязь между культурой и здоровьем, необходимо учитывать культурные традиции (местные, национальные, мировые), сложившееся в социуме восприятие здоровья, болезни и смерти; то, как переживаются и выражаются эмоции по отношению к болезни и боли, а также имеющиеся у населения представления о причинах болезней и подходах к укреплению здоровья [7].

Среди основных компонентов рассматриваемого понятия А.В. Мартыненко и соавт. выделяют следующие: сложившиеся адекватные представления о здоровье и здоровом образе жизни; наличие знаний о способах улучшения и сохранения здоровья; понимание основных возможностей собственного организма; осознание ответственности за состояние собственного здоровья; наличие развитых навыков психофизиологической саморегуляции и самоконтроля; отсутствие вредных привычек [8].

А.И. Морозов и соавт. отмечают взаимовлияние здоровьесберегающего поведения и качества жизни и здоровья личности и что формирование культуры здоровья личности зависит от развития и самореализации взаимозависимых компонентов психической жизни (когнитивного, деятельностно-поведенческого, оценочно-рефлексивного; валеологического мышления; потребностно-мотивационного отношения)3.

А.Ю. Токарев отмечает, что работа по формированию культуры здоровья подростков в условиях образовательной среды может осуществляться по таким направлениям, как: обучение знаниям и навыкам обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) и создание целостной системы сбережения здоровья подростков, включающей согласованную работу педагогов и родителей (через преподавание спецдисциплин и элективных курсов, в том числе с применением здоровьесберегающих технологий, и развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ в школе и дома как основе формирования культуры здоровья) при регулярном мониторинге состояния здоровья обучающихся4.

Л.В. Куркина подтвердила научными исследованиями гипотезу о том, что обучение и воспитание у молодежи культуры здоровья должно строиться на основе развития физических качеств и двигательных способностей, с учетом «социально-психологических» факторов риска5.

Таким образом, повышение культуры здоровья, формирование потребности и личной ответственности за его сохранение и поддержание – сложная проблема в сфере здравоохранения, поскольку может быть связана с коренной перестройкой стереотипов и сложившихся традиций. Для преодоления данной проблемы необходимо создавать систему воспитания и обучения навыкам заботы о здоровье с ранних лет жизни. Продолжительность и сложность формирования культуры здоровья предполагает научно обоснованное, целенаправленное и систематическое воздействие с целью формирования соответствующих норм поведения [9][10].

В целом необходимо отметить, что любое воздействие на подростков с целью формирования у них культуры здоровья имеет тот или иной результат, но характер эффекта будет отличаться в зависимости от уровня планирования мероприятий, тактики, используемых мотивационных ресурсов, методов информирования и убеждения, профессионализма педагогов и медицинского персонала образовательного учреждения, оценки результата и других факторов. Специфика работы по развитию культуры здоровья объединяет как управленческие воздействия, так и задачи, связанные с развитием личности, зависит от индивидуального уровня нравственного развития и способности к саморегуляции подростков, имеет длительную временную составляющую.

Несмотря на растущее внимание к вопросам здоровья подростков, признание наличия определенных проблем, нет единого подхода к определению культуры здоровья, что ограничивает возможности ее количественного измерения и сравнения. При этом система оценки результатов – необходимый и значимый компонент управленческого механизма формирования культуры здоровья подростков в образовательных учреждениях.

Цель исследования – на основе теоретического анализа научной отечественной и иностранной литературы оценить разнообразие подходов к оценке культуры здоровья подростков.

Информационную базу исследования составляли источники из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, PubMed, онлайн-библиотеки Wiley.

Как и любое другое, наблюдение в сфере общественного здоровья направлено на получение значимой информации о рассматриваемом объекте, дающей полную картину исходного состояния, максимально точно отражающей его текущее состояние и позволяющей подвергнуть полученные данные теоретическому осмыслению с целью выработки различных предложений и стратегий по корректировке выявленных проблем.

При всем разнообразии подходов к оценке культуры здоровья необходимо выделить два основных аспекта. Проводя исследование в данной области, ученые рассматривают не столько исходный уровень культуры здоровья, сколько его изменения за определенное время.

Мировое ученое сообщество выработало усредненное комплексное представление о культуре здоровья как интегральном понятии и подходит к его изучению с позиции оценки четырех основных компонентов поведения подростков по отношению к собственному здоровью: физического, психического, социального и духовного [11–15].

Анализ источников показал отсутствие общепризнанной методики изучения культуры здоровья, поэтому чаще всего ученые используют набор методов, позволяющих изучить каждый компонент данного понятия в отдельности. Наиболее распространенные методы изучения культуры здоровья представлены в таблице.

Таблица. Наиболее распространенные методы изучения культуры здоровья

Table. The most common methods of studying the culture of health

Исследуемый компонент культуры здоровья

Направления изучения

Основные методы изучения

Физический

Установление уровня физического развития, степени функционирования и саморегуляции органов и систем, резервных возможностей организма

Инструментальный (изучение отдельных органов и систем, общего физического состояния, уровня физической подготовки).

Анализ медицинской документации.

Тестирование, расчет различных «индексов здоровья».

Статистический анализ результатов

Психический

Оценка способности психики приспосабливаться, адаптироваться к воздействиям изменяющейся окружающей среды, умения противостоять стрессогенным факторам, степени образованности и управления личным эмоциональным состоянием, действиями и мыслями в пользу сохранения и поддержания здоровья

Беседа.

Анкетирование.

Тестирование.

Опрос.

Самооценка.

Педагогическое наблюдение.

Глубинное интервью.

Статистический анализ результатов

Социальный

Определение степени устойчивости личности к социально неблагоприятным факторам среды и сформированности навыков саморегуляции поведения, обеспечивающих сохранение и поддержание здоровья

Духовный

Выявление нравственной ориентации личности, ее менталитета по отношению к собственному здоровью, природе и обществу в целом

Таким образом, для исследования различных аспектов культуры здоровья подростков используют такие наиболее распространенные методы, как: беседа, опрос, анкетирование и тестирование. Опыт коллег и личный практического применения опросных методов свидетельствует о том, что они имеют определенные достоинства, заключающиеся в оперативности, простоте, возможности цифровизации. Основные недостатки их заключаются в том, что сложно, а порой практически невозможно решить проблему ложных ответов. Лишь поняв причину таких ответов, можно включить в опросники «вопросы-ловушки». Однако если респондент дает ложный ответ, а при этом искренне верит в его правильность, то такие ответы невозможно вычленить. То есть испытуемые могут давать ложные ответы не из желания ввести в заблуждение, а в силу, возможно, низкой компетентности в затрагиваемой теме, невнимательности, недобросовестности. Таким образом, используя опросный метод сложно получить действительно реальную картину.

Несмотря на общеизвестные ограничения и возможные погрешности этих методик, они продолжают активно применяться благодаря своей способности давать ученым большой массив данных, который после адекватной статистической обработки предоставляет обширные возможности для анализа и интерпретации собранных данных, позволяя сформулировать выводы, которые могут быть распространены с определенной степенью достоверности на всю генеральную совокупность.

Примером применения анкетирования в интегральной оценке уровня культуры здоровья подростков являются современные исследования отечественных и зарубежных ученых.

Так, Т.С. и Ю.В. Эмануэль предлагают оценивать степень сформированности культуры здоровья и соблюдения правил и принципов ЗОЖ с двух позиций: субъективной, основанной на социологическом опросе по пяти блокам (здоровье в целом, двигательная активность, рациональное питание, полезные привычки и психологическое здоровье) и объективной, основанной на саногенетическом мониторинге (оценка динамики состояния здоровья с использованием приборной базы). На основе полученных данных оценивается динамика здоровья обучающихся и ее связь с проведенными мероприятиями по формированию культуры ЗОЖ6.

Н.С. Гаркуша при оценивании динамики процесса воспитания культуры здоровья использовала метод анкетирования для выявления степени осознания школьниками ценности здоровья, гармоничности их образа жизни, уровня владения культурными нормами в сфере здоровья, активности участия школьников в мероприятиях, пропагандирующих ЗОЖ [16].

Л.Ф. Игнатова и соавт. представили научно обоснованную методику комплексной оценки образа жизни школьников, с помощью которой можно моделировать вероятностные изменения в состоянии здоровья подростков в зависимости от их образа жизни. В основу методики легли принципы гигиенического воспитания по формированию у детей устойчивой мотивации к ЗОЖ и методы: анкетирование об образе жизни (оценка в суточном и недельном цикле питания, двигательной активности, режима дня, личной гигиены, вредных привычек); квалиметрия (оценка в баллах качественных признаков – компонентов образа жизни). Основной акцент авторами делается на соотнесение элементов привычного образа жизни с установленными физиологическими и гигиеническими нормативами7.

В популяционном исследовании связи между здоровым поведением и медицинской грамотностью среди подростков Гонконга использован опросник HELMA (the Health Literacy Measure for Teenagers) [17].

Исследователи из Сербского университета при изучении уровня культуры здоровья подростков анализировали данные, полученные в ходе анкетирования более 700 учащихся средних профессиональных школ и гимназий, показывающие степень их медицинской грамотности8.

Ретроспективный анализ ряда исследований показал, что попытка некоторых авторов унифицировать систему мониторинга культуры здоровья не дала окончательного ответа на вопрос, с помощью каких методов можно наиболее объективно оценить степень ее сформированности у подростков. Оценивая культуру здоровья подростков, мы сталкиваемся с рядом трудностей. Одна из них – недостаток комплексного подхода. Часто используются методы, фокусирующиеся только на одном аспекте здоровья (физическом, психическом, социальном), не учитывая его многогранность. С другой стороны, чрезмерное количество методов, в том числе дорогостоящих тестов, ограничивает выборку участников исследования. В то же время использование ограниченного числа тестов не позволяет получить полную и объективную картину.

Примером комплексного использования как опросных, так и инструментальных методик является исследование, проведенное В.И. Бондиным и соавт. по изучению культуры здоровья молодежи. Оценка носила междисциплинарный характер и проводилась с использованием инструментальных (морфологических, физиологических, биохимических, генетических) и опросных методов9.

Несомненно, инструментальные методы обладают важным преимуществом – объективностью, так как результаты не зависят от личности экспериментатора. Также некоторые данные, полученные в ходе эксперимента, более точны и меньше зависят от профессионализма исследователя (за исключением, когда необходимо провести корректную пробоподготовку анализируемого биоматериала). Однако неправильная техника проведения анализов, несоблюдение необходимой подготовки испытуемых к процедуре могут исказить результаты. Также среди недостатков данного метода можно отметить высокую стоимость, что ограничивает выборку.

Отмечено наличие исследований, в которых при оценке культуры здоровья авторы ограничиваются анализом антропометрических или функциональных показателей, двигательной активности10 [18]. При таком подходе, на наш взгляд, нельзя получить унифицированные данные, которые можно переложить на подростков в любом образовательном учреждении.

Также хочется отметить крайне малое число исследований, посвященных экономическому обоснованию оценки и мониторинга культуры здоровья подрастающего поколения [19].

Считаем, что для оценки уровня культуры здоровья с медицинских позиций на сегодня существует определенный дефицит комплексных теоретических подходов и инструментальных методов, которые могли бы позволить оценить изучаемый феномен с учетом всего его многообразия. Осложняет ситуацию тот факт, что современное развитие общества связано со стремительным процессом развития новых технологий и понятие «культура здоровья» становится во многом более сложным, в нем появляются новые компоненты, требующие дополнительного исследования. Как справедливо отмечает David B. Morris, культура здоровья – понятие не шаблонное, и к решению одной и той же проблемы необходимо подходить с позиции признания многогранности истин и легитимности целого ряда подходов [20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор правильной методологии определяет результат и качество проводимого наблюдения, поэтому на подготовительном этапе исследования необходимо не только определиться с целями и задачами, но и выбрать адекватные методы, учитывающие два аспекта в области культуры здоровья: психолого-педагогический и медицинский.

Изучение культуры здоровья подростков в медицине проводится ради конечной цели – снижения риска заболевания либо снижения вероятности неблагоприятного исхода при заболевании, формирования привычки ЗОЖ, повышения уровня культуры здоровья и формирования единой среды, обеспечивающей ЗОЖ. Раскрытие слабых и сильных сторон различных методов оценки культуры здоровья даст возможность исследователям более глубоко понять аспекты этого явления, выявить проблемы, препятствующие формированию у подрастающего поколения приверженности к ЗОЖ.

Как отмечено нами выше, понятие «культура здоровья» является многоуровневым и охватывает как материальную сторону жизнедеятельности человека, так и психофизиологические аспекты жизни личности, и в целом для ее оценки используются смешанные методы.

Можно отметить, что в зарубежных исследованиях при изучении культуры здоровья преимущественно делается акцент на особенности культурных и гендерных отличий в восприятии здоровья и подходах к решению проблем. Для отечественных работ характерен комплексный, междисциплинарный подход к оценке и пониманию рассматриваемой темы. При этом общими аспектами для оценки культуры здоровья для всех исследователей выступают субъективные факторы, индивидуальные особенности респондентов по восприятию личного здоровья, а также социальные проблемы, которые лежат в основе динамически развивающегося современного общества.

Подытоживая все вышеизложенное, можем заключить, что процедура оценки культуры здоровья имеет ряд специфических особенностей и требует тщательной объективизации.

Обобщение опыта и проведенный анализ показывают необходимость разработки универсальной и адекватной стоящим задачам системы оценки культуры здоровья подростков. Важным компонентом оценочных механизмов системы является экономическое обоснование мониторинга, достаточное число информативных, объективных и универсальных тестов и измерений, включающих оценку культуры здоровья с точки зрения знаниевого компонента (медицинской грамотности), двигательных умений и навыков (физической подготовленности), физического и психического состояния, мотивации к ЗОЖ. Методика должна быть гибкой и обладать высоким адаптивным потенциалом и возможностью модифицироваться под любые группы подростков.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы оценки культуры здоровья подростков. Дальнейшая разработка методики исследования культуры здоровья подростков, обучающихся в Предуниверсарии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Москва) и профильных медико-биологических классах общеобразовательных учреждений системы образования Москвы и Московской области позволит наметить перспективы усовершенствования методов и процедур оценки культуры здоровья подростков с учетом их профессиональной направленности.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. М.М. Бутарева, научный редактор, не принимала участия в редакционном рассмотрении и принятии решений по данной статье.

Conflict of interests. The authors declare that there is no conflict of interests. Maria M. Butareva is an scientific editor had no role in the editorial review and decision making for this article.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки (собственные ресурсы).

Financial support. The study was not sponsored (own resources).

ВКЛАД АВТОРОВ

Н.В. Бирюкова, М.М. Бутарева – подборка и анализ материала, написание и редактирование рукописи.

Авторы утвердили окончательную версию статьи.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

Natalya V. Biryukova, Maria M. Butareva – selection and analysis of material, writing and editing a manuscript.

Authors approved the final version of the article.

1. World Health Organization. Constitution. URL: https://www.who.int/about/governance/constitution (дата обращения: 20.08.2024).

2. Helman C.G. Culture, health and illness. CRC press. 2007: 512. URL: https://books.google.ru/books?id=uz59BgAAQBAJ&printsec=copyright&hl=ru&source=gbs_pub_info_r#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 20.08.2024).

3. Морозов А.И., Школьникова Л.Е., Валинуров Р.Р. К вопросу о формировании культуры здоровья обучающихся. Диалог культур в контексте образовательной деятельности: сб. мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф, Набережные Челны, 20 октября 2020 года. Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет. 2020; 259–261. EDN: EFBYHB (дата обращения: 20.08.2024).

4. Токарев А.Ю. Формы и методы формирования здорового образа жизни у подростков. Развитие современного образования в контексте педагогической (образовательной) компетенциологии: мат-лы IV Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары: Издательский дом «Среда». 2024: 201–203. EDN: GLIAKD (дата обращения: 20.08.2024).

5. Куркина Л.В. Эффективность обучения и воспитания культуры здоровья в процессе обучения в вузе. Актуальные научно-технические средства и сельскохозяйственные проблемы: мат-лы II национ. науч.-практ. конф. Кемерово: Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия. 2019; 110–117. EDN: BHLQJM (дата обращения: 20.08.2024).

6. Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. Опыт внедрения саногенетического мониторинга в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Информационные технологии для Новой школы: мат-лы конф. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий». 2011: 221–223. URL: https://umr.rcokoit.ru/content/files/konf/2011-ito/ito2011sbornik.pdf. (дата обращения: 20.08.2024).

7. Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Хамидулина Х.Х. Методика комплексной оценки образа жизни школьников. Педагогика профессионального медицинского образования. 2021; 4: 131–141. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/metodika-kompleksnoj-ocenki-obraza-zhizni-shkolnikov/?ysclid=lx2zbca5kv42908253 (дата обращения: 20.08.2024).

8. Milutinović D., Vida Ž., Aranđelović B., et al. Procena zdravstvene pismenosti adolescenata. Sestrinska rec. 2023; 26(87): 4–11. URL: https://scindeks.ceon.rs/Article.aspx?artid=0354-84222387004M (дата обращения: 20.08.2024).

9. Бондин В.И., Карпова Г.Ф., Лысенко А.В. и др. Культура здоровья молодежи. Монография. М.: Мир науки. 2018: 75 с. ISBN 978-5-6041426-0-8. EDN: VQZXDS. URL: http://izd-mn.com/PDF/30MNNPM18.pdf (дата обращения: 20.08.2024).

10. Михайлов Н.Г. Новые критерии оценки культуры здоровья: теория и практика. Интеграция теории и практики в общем, дополнительном и профессиональном физкультурном образовании: мат-лы V Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2023: 100–104. EDN: OFCKIB (дата обращения: 20.08.2024).

Список литературы

1. Hamzah S.R., Suandi T., Ismail M., Muda Z. Association of the personal factors of culture, attitude and motivation with health behavior among adolescents in Malaysia. International Journal of Adolescence and Youth. 2018; 24(2): 149–159. https://doi.org/10.1080/02673843.2018.1482772

2. Börnhorst C., Pigeot I., De Henauw S., et al. The effects of hypothetical behavioral interventions on the 13-year incidence of overweight/obesity in children and adolescents. Int J Behav Nutr Phys Act. 2023; 20(1): 100. https://doi.org/10.1186/s12966-023-01501-6

3. Gifford R., Nilsson A. Personal and social factors that influence pro-environmental concern and behaviour: A review. International Journal of Psychology. 2014; 49 (3): 141–157. https://doi.org/10.1002/ijop.12034

4. Gopalkrishnan N. Cultural diversity and mental health: Considerations for policy and practice. Frontiers in public health. 2018; 6: 179. https://doi.org/10.3389/fpubh.2018.00179

5. Галкин К.А. Культура здоровья: концептуализация понятия и перспективы осмысления в медицинской социологии и антропологии. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023; 8; 3(29): 277–283. https://doi.org/10.21603/25003372-2023-8-3-277-283. EDN: ISQCNI.

6. Garro L.C. Cultural Meaning, Explanations of Illness, and the Development of Comparative Frameworks. Ethnology. 2000; 39(4): 305–334. https://doi.org/10.2307/3774049

7. Sørensen K., Van den Broucke S., Fullam J., et al. Health Literacy Project European. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models. BMC Public Health. 2012; 12: 80. https://doi.org/10.1186/1471-2458-12-80

8. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи: Медико-социальные аспекты. М.: Медицина, 1988. 192 с. ISBN: 5-225-01499-2

9. Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект. Социология медицины. 2022; 21(2): 159–170. https://doi.org/10.17816/socm252066. EDN: XSHDIN

10. Сухарев А.Г., Стан В.В., Игнатова Л.Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 2: 32–35. EDN: WIBQQB

11. Waldhauer J., Kuntz B., Lampert T. Unterschiede in der subjektiven und psychischen Gesundheit und im Gesundheitsverhalten bei 11- bis 17-jährigen Jugendlichen an weiterführenden Schulen in Deutschland. Bundesgesundheitsbl. 2018; 61: 374–384. https://doi.org/10.1007/s00103-018-2704-4

12. Khalajtsan A.P. Culture of health of a person as a part of physical culture. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2014; 1–6. https://doi.org/10.6084/m9.figshare.938185

13. Отравенко Е.В. Программа формирования духовного здоровья школьников в системе физического воспитания. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008; 11: 197–202. EDN: KYACEJ

14. Gibbons F., Kingsbury J., Gerrard M. Social-psychological theories and adolescent health risk behavior. Social and Personality Psychology Compass. 2012; 6(2): 170–183. https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2011.00412.x

15. Елизаров В.П. Духовное развитие человека – основа формирования здоровья. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007; 9: 52–58. EDN: MSPXNN

16. Гаркуша Н.С. Воспитание культуры здоровья школьников: моделирование процесса управления. Национальная Ассоциация Ученых. 2015; 2-5(7): 82–86. EDN: YNACUP

17. Huang J., Chan S.C., Keung V.M.W., et al. Associations between GoSmart Channel, health literacy and health behaviours in adolescents: A population-based study. Health Expect. 2023; 27(1): e13894. https://doi.org/10.1111/hex.13894

18. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивноориентированного физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2006; 2: 12-14. EDN: MBXICN.

19. Гаврилов Д.Н., Комков А.В., Малинин А.В. и др. Особенности мониторинга физического состояния населения. Теория и практика физической культуры. 2006; 3: 60–62. EDN: MBXIWD

20. Morris D.B. Illness and Culture in the Postmodern Age. 1st ed., University of California Press, 1998. 345 p. https://doi.org/10.2307/jj.8501123. ISBN 978-0-520-22689-0


Об авторах

Н. В. Бирюкова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Бирюкова Наталья Викторовна – канд. пед. наук, директор Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



М. М. Бутарева
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Бутарева Мария Михайловна – д-р мед. наук, профессор Института лидерства и управления здравоохранением

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



Рецензия

Для цитирования:


Бирюкова Н.В., Бутарева М.М. Методы и процедуры оценки культуры здоровья подростков. Национальное здравоохранение. 2024;5(4):20-26. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.4.20-26

For citation:


Biryukova N.V., Butareva M.M. Methods and procedures for assessing the culture of adolescent health. National Health Care (Russia). 2024;5(4):20-26. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2024.5.4.20-26

Просмотров: 1326


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)