Preview

Национальное здравоохранение

Расширенный поиск

История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19

https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50

Полный текст:

Аннотация

В 2020 г. исполнилось ровно 90 лет со дня основания первого в истории медицинского образования санитарно-профилактического факультета (ныне – Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана) в стенах 1-го Московского медицинского института (ныне – Сеченовский Университет). История факультета объединяет имена выдающихся ученых в области профилактической медицины, таких как Ф.Ф. Эрисман, Н.А. Семашко, А.В. Мольков, А.Н. Сысин, Е.М. Тареев и многие, многие другие. В наше время продолжают появляться все новые и новые вызовы сохранению общественного здоровья. Направление «профилактическая медицина» в условиях пандемии инфекции, вызванной новым коронавирусом (CoronaVIrus Disease-19, COVID-19), приобрело как никогда большое значение. Вопросы эпидемиологии и гигиены стали крайне актуальными не только для врачей медико-профилактического направления (эпидемиологов и гигиенистов), но и для врачей любого профиля. Стратегической задачей сегодня является повышение авторитета специальности «медико-профилактическое дело» и, при сохранении и преумножении отечественного опыта изучения дисциплин медико-профилактической направленности, гармонизация содержательной части образовательных программ по направлениям специальностей «медико-профилактическое дело» с мировым сообществом. Научно-исследовательская работа в институте проводится по четырем основным направлениям в области профилактической медицины и общественного здоровья: эпидемиология, общественное здравоохранение, микробиология и гигиена. В данном обзоре приведены основные исторические вехи развития преподавания специальности «медико-профилактическое дело» в Сеченовском Университете, текущее состояние и перспективы дальнейшего развития.

Для цитирования:


Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., Лопухов П.Д. История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):41-50. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50

For citation:


Briko N.I., Mindlina A.Ya., Polibin R.V., Lopukhov P.D. The history of the F. Erisman Institute of Public Health and its directions of activity during the COVID-19 pandemic. National Health Care (Russia). 2021;2(1):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50

Список сокращений:

  • 1-й ММИ – Первый Московский медицинский институт
  • COVID-19 – COronaVIrus Disease-19, заболевание, вызванное новым коронавирусом
  • ЕОП – единый образовательный портал (Сеченовского Университета)
  • ИСМП – инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи
  • МГУ – Московский государственный университет
  • РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
  • Совнарком – Совет народных комиссаров
  • СССР – Союз Советских Социалистических Республик

В 2020 г. исполнилось ровно 90 лет со дня основания первого в истории медицинского образования санитарно-профилактического факультета (ныне – Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана). Датой образования факультета, предшественника института, можно считать 19 июня 1930 г. В этот день на основании Постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров (Совнарком) Союза Советских Социалистических Республик (СССР) «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» медицинский факультет Московского государственного университета (МГУ) был реорганизован в самостоятельный 1-й Московский медицинский институт (1-й ММИ). Изначально в его составе было два факультета: лечебно-профилактический (впоследствии – лечебный) и новый, созданный впервые в истории мирового медицинского образования, – санитарно-профилактический. В 1935 г. последний был переименован в санитарно-гигиенический, а в 1992 г. – в медико-профилактический [1].

I. ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Начало преподавания гигиенических наук – до появления санитарно-профилактического факультета

Преподавание гигиенических наук началось задолго до создания самостоятельного санитарного факультета.

Основоположником научной гигиены в мире
стал выдающийся немецкий ученый Макс фон Петтенкофер. Он создал крупнейшую научную школу, в которую входили представители многих стран Европы. К его наиболее талантливым ученикам можно по праву отнести основоположников научной гигиены в России: Федора Федоровича Эрисмана и Алексея Петровича Доброславина [2].

Следует отметить расхождение мнений этих выдающихся ученых в серьезном вопросе о профиле образованного гигиениста. Доброславин считал, что гигиенистами могут стать преимущественно образованные химики. Эрисман, наоборот, настаивал на врачебном образовании гигиениста. Вся последующая практика санитарного дела в дореволюционной России, СССР и России современной показала правильность точки зрения Эрисмана [3]. Ф.Ф. Эрисман является основоположником и экспериментально-лабораторного, и социально-гигиенического направления российской гигиены. И если в постановке ее на рельсы лабораторного эксперимента многое сделал профессор Доброславин, то в отношении общественного направления роль Ф.Ф. Эрисмана была исключительно велика [4]. Существен вклад Ф.Ф. Эрисмана в развитие эпидемиологического подхода к изучению болезней – содержание его масштабных трудов иллюстрирует ход событий от детального описания заболеваемости и смертности населения России до установления причин, обусловивших их появление, а также практических рекомендаций по устранению выявленных негативных фактов [5][6].

В 1882 г. Эрисман был приглашен занять кафедру гигиены в Московском университете, впервые созданную в это время как самостоятельная кафедра. До этого курс гигиены читался обычно лишь как придаток к какой-либо другой научной дисциплине. Эрисман в полном смысле создает эту новую кафедру, организует лабораторию, при нем и по его планам строится Гигиенический институт на Девичьем поле, появляются первые кадры русских гигиенистов (С.С. Орлов, С.Ф. Бубнов, Н.К. Игнатов и др.). По инициативе Ф.Ф. Эрисмана создается первая в России городская санитарная станция (1891 г.), из которой впоследствии развертывается Санитарный институт г. Москвы (при советской власти ему присвоено имя профессора Эрисмана) [2][7]. Основанные Ф.Ф. Эрисманом первый Гигиенический институт и первая санитарная станция при нем стали центром притяжения гигиенической мысли, громадного влияния на всю постановку санитарного дела в стране. Санитарная станция положила начало развитию в России пищевой гигиены. Кафедра гигиены в лице Ф.Ф. Эрисмана стала колыбелью российской школьной гигиены [3].

В 1919 г. А.В. Мольковым был организован Музей социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрава), преобразованный потом в Государственный институт социальной гигиены, который А.В. Мольков возглавлял до 1931 г. При Институте социальной гигиены было организовано бюро профилактических кафедр медицинских факультетов всего СССР, председателем которого был А.В. Мольков [8].

В 1922 г. в МГУ организуется кафедра социальной гигиены. Н.А. Семашко, первый народный комиссар здравоохранения Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и первый профессор вновь учрежденной кафедры социальной гигиены в СССР, привлекает в качестве своих ближайших сотрудников ассистентов С.И. Каплуна, А.В. Молькова, А.Н. Сысина. Н.А. Семашко успешно руководил кафедрой более 20 лет.

На долю этого коллектива, не имевшего опыта, выпала задача организовать преподавание, проложить новые пути академической жизни. Речь шла о всемерном внедрении профилактических начал в медицинскую теорию и практику. Для этого потребовалось значительное увеличение учебных часов для преподавания гигиены (экспериментальной и социальной) за счет снижения времени, отведенного на клинические дисциплины [3].

Впоследствии именно из кафедры социальной гигиены «вышли» основные кафедры будущего факультета: школьной гигиены (гигиены детей и подростков), гигиены труда, гигиены питания, эпидемиологии, коммунальной гигиены. А сама кафедра ныне стала кафедрой общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко. Перед входом в ректорат Сеченовского Университета установлен и 12 февраля 1982 г. в торжественной обстановке открыт памятник Николаю Александровичу Семашко. Н.А. Семашко был в числе создателей и одним из первых академиков и членов президиума Академии медицинских наук СССР по специальности «гигиена».

Быстрый рост социалистического строительства был несовместим с санитарным неблагополучием страны [3]. 15 сентября 1922 г. был издан декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики», которым была узаконена система государственного санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных органов. Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы [9].

Санитарный факультет 1-го Московского медицинского института

В дальнейшем для удовлетворения потребностей страны в санитарных врачах был организован самостоятельный санитарный факультет при 1-м ММИ (созданном из медицинского факультета МГУ в 1930 г.). Это, в свою очередь, послужило толчком к развитию всех отраслевых гигиенических кафедр [10].

Первым организатором факультета и первым деканом его был Илья Давыдович Страшун, впоследствии профессор кафедры истории медицины 1-го ММИ.

В 1933–1936 гг. перед санитарно-гигиеническим факультетом была поставлена задача готовить санитарных врачей узкой специальности: эпидемиологов, коммунальщиков, промышленно-санитарных врачей, пищевиков и т.д. Впоследствии практика подготовки санитарного врача – узкого специалиста и фактические условия его работы на периферии показали, что более целесообразна подготовка на санитарно-гигиеническом факультете общесанитарного врача [3, 11].

В 1931 г. по инициативе А.В. Молькова Институт социальной гигиены был слит с гигиеническими кафедрами 1-го ММИ и на этой основе создали гигиенический институт при 1-м ММИ (с 1940 г. 1-й Московский ордена Ленина медицинский институт – МОЛМИ), директором которого А.В. Мольков состоял с 1934 по 1941 г. При гигиеническом институте были организованы санитарная и метеорологическая станции. Гигиенический институт был размещен в коренным образом перестроенном по инициативе А.В. Молькова и под его руководством гигиеническом корпусе. Выстроенный в свое время профессором Ф.Ф. Эрисманом одноэтажный корпус превратился в четырехэтажное здание, оборудованное по всем правилам санитарной техники своего времени [8].

Послевоенные годы и дальнейшее развитие факультета в советский период (1946–1992 гг.)

После восстановления в первые послевоенные годы как факультет, так и санитарная служба страны получили мощный толчок к развитию.

В 1947 г. выявились существенные недостатки в организации санэпидслужбы в виде разобщенности в работе органов государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы, проведении предупредительного и текущего санитарного надзора. На XIII съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов было принято решение о целесообразности объединения функций предупредительного и текущего санитарного надзора. Практика последующих лет подтвердила правильность такого объединения в период мощного подъема и развития всех отраслей промышленности, интенсивного градостроительства и связанных с ними санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий по обслуживанию населения и целенаправленному использованию сил и средств санэпидслужбы [12][13].

Деканами факультета в этот период были выдающиеся гигиенисты, эпидемиологи и организаторы здравоохранения: П.М. Ивановский (1943–1949 гг.); М.Н. Лебедева (1949–1953 гг.); Н.Н. Попов (1953–1956 гг.); М.Н. Синюшина (1956–1961 гг.); И.В. Косаговский (1962 г.); В.Н. Додонов (1962–1964 гг.); К.И. Акулов (1964 г.); И.И. Елкин (1964–1966 гг.); П.А. Сумароков (1966–1969 гг.); Г.И. Румянцев (1969–1988 гг.) [12][14].

Сотрудники и выпускники факультета, работая как на Родине, так и в развивающихся странах, участвовали в борьбе со многими опаснейшими болезнями, в частности в программе ликвидации оспы, в решении острых санитарно-эпидемиологических проблем, подготовке местных кадров. Факультет всегда уделял большое внимание совершенствованию методов преподавания, интегрированию курсов обучения, определению модели специалиста по различным профилям гигиены и эпидемиологии [12].

Научная работа на факультете выполнялась и продолжает выполняться в основном по важнейшим, традиционно сложившимся направлениям научных школ, основанных выдающимися учеными: Ф.Ф. Эрисманом, Н.А. Семашко, А.В. Мольковым, Е.М. Тареевым, С.Н. Черкинским, Н.Ю. Тарасенко и др. [15].

Медико-профилактический факультет (1992–2019 гг.)

С наступившими в 1990-е гг. изменениями в политическом и экономическом устройстве страны факультет принял вызов времени и сохранил свои позиции в качестве ведущей кузницы кадров санитарной и противоэпидемической службы.

В 1990-е гг. деканами факультета были А.М. Большаков (1988–1993 гг.) и В.Ф. Кириллов (1993–1999 гг.), а с 1999 г. на протяжении 20 лет, вплоть до реорганизации в институт в 2019 г., факультетом руководил профессор, д-р мед. наук Юрий Владимирович Несвижский.

В состав факультета входили 14 кафедр, лаборатории, клиника и вспомогательные подразделения. Большинство кафедр являлись общеакадемическими и вели преподавание на всех факультетах
академии [15].

Из факультета – в Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана

Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана создан в соответствии с приказом ректора университета 18 февраля 2019 г. на базе медико-профилактического факультета. Создание института продиктовано велением времени и обозначило новый этап подготовки специалистов в области общественного здоровья и профилактической медицины, способных оперативно реагировать на глобальные вызовы в области охраны здоровья.

В состав института вошли 7 профильных кафедр (эпидемиологии и доказательной медицины; микробиологии, вирусологии и иммунологии; общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко; общей гигиены; экологии человека и гигиены окружающей среды; гигиены детей и подростков; медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины), обеспечивающих подготовку по всем основным направлениям. Заведуют кафедрами ведущие ученые, специалисты в своем деле: Г.Г. Онищенко, В.В. Зверев, Н.И. Брико, В.Р. Кучма, И.В. Бухтияров, В.А. Решетников, О.В. Митрохин.

II. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ «НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

Цифровое обучение

Направление «профилактическая медицина» в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COronaVIrus Disease-19, COVID-19) приобрело как никогда важное значение. Вопросы эпидемиологии и гигиены становятся крайне актуальными не только для врачей медико-профилактического направления (эпидемиологов и гигиенистов), но и для врачей любого профиля. В рамках осуществления дополнительных мер по снижению риска распространения COVID-19 сегодня первоочередной задачей при подготовке по специальности «медико-профилактическое дело» является корректировка образовательных программ на всех уровнях подготовки, включая краткосрочные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, для формирования компетенций, направленных на предупреждение распространения COVID-19 и других актуальных острых респираторных вирусных инфекций.

Образовательная деятельность в период пандемии потребовала в короткие сроки внедрения в образовательный процесс электронного обучения. Основная работа кафедр Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана по дистанционному образованию проводится на едином образовательном портале (ЕОП) Сеченовского Университета. На портале были сформированы рабочие программы дисциплин и электронные образовательные ресурсы. Выложены видеолекции, массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC), задания для самостоятельной работы, контрольные задания, тесты, представлены ссылки на другие электронные платформы.

В условиях пандемии потребовалось углубление изучения вопросов по клинике, эпидемиологии и профилактике новой коронавирусной инфекции, что вызвало необходимость корректировки образовательных программ в вузах. Преподавателями Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана разработаны и представлены образовательные программы: программа на 36 часов для обучения медицинских работников по системе непрерывного медицинского образования (НМО) по коронавирусной инфекции «Клиника, диагностика и профилактика новой коронавирусной инфекции COVID-19» и «Программа практической подготовки студентов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19». Разработка программ обучения осуществлялась на основе нормативно-правовых документов.

Однако создание ЕОП и размещение на нем материалов – хотя очень значимый и объемный, но только первый этап внедрения электронного обучения. Сегодня необходимо создание цифровой образовательной среды для подготовки квалифицированного специалиста медико-профилактического профиля1. Для оценки рисков влияния факторов внешней среды на здоровье человека, выявления факторов риска развития заболеваемости, оценки текущей эпидемической ситуации и построения прогноза на будущее, оценки результатов проведенных эпидемиологических исследований необходимо использование компьютерных и интернет-технологий [16].

Современный специалист в области медико-профилактического дела должен владеть всеми компетенциями проведения анализа данных о заболеваемости и факторах риска, уметь проводить осуществлять эпидемиологические исследования и расследования эпидемических вспышек инфекционных заболеваний с использованием компьютерных и интернет-цифровых технологий [17]. В нынешний период пандемии новой коронавирусной инфекции это приобрело особое значение.

В связи с этим при подготовке специалистов в области «медико-профилактическое дело» сегодня использование компьютерных и интернет-технологий необходимо существенно расширять. Перед кафедрами Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана сегодня стоит задача использования современного программного обеспечения для статистической обработки данных.

Разработка и внедрение новых форм электронного образования планируется по следующим направлениям.

  1. Создание учебных электронных баз данных:
  • распространенности инфекционных, неинфекционных и профессиональных болезней;
  • факторов риска развития заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями;
  • факторов внешней среды, оказывающих влияние на здоровье населения;
  • физического и психического здоровья детей;
  • характеристик питания населения;
  • характеристик биологических и молекулярно-генетических свойств циркулирующих возбудителей инфекционных болезней;
  • характеристик состояния популяционного иммунитета в отношении различных инфекционных болезней;
  • пространственной характеристики распространенности патологии населения, связанной с инфекционными и неинфекционными болезнями.
  1. Разработка учебных компьютерных программ для проведения:
  • эпидемиологического анализа заболеваемости инфекционными, неинфекционными и профессиональными болезнями;
  • выявления ведущих факторов риска;
  • гигиенической оценки риска;
  • оценки физического и психического здоровья населения;
  • оценки состояния питания населения;
  • оценки характеристик циркулирующих возбудителей различных инфекционных болезней;
  • оценки состояния популяционного иммунитета в отношении различных инфекционных болезней;
  • моделирования и прогнозирования заболеваемости.
  1. Разработка виртуальных тренажеров:
  • обследования эпидемических очагов и проведения в них противоэпидемических мероприятий;
  • эпидемиологического расследования эпидемических вспышек и проведения мероприятий по их локализации и ликвидации;
  • проведения санитарно-эпидемического контроля наиболее значимых объектов (с использованием технологий виртуальной реальности);
  • проведения и оценки санитарно-гигиенических исследований;
  • проведения и оценки микробиологических исследований.

Гармонизация с международным образовательным пространством в области профилактической медицины

Стратегической задачей сегодня является повышение авторитета специальности «медико-профилактическое дело» и, при сохранении и преумножении отечественного опыта изучения дисциплин медико-профилактической направленности, гармонизация содержательной части образовательных программ по направлениям специальностей «медико-профилактическое дело» с мировым сообществом. Принципы организации подготовки специалистов в области профилактической медицины отличаются в разных странах. Существуют разные ступени подготовки специалистов: специалитет, бакалавриат и магистратура2. В РФ подготовка специалистов в области медико-профилактического дела осуществляется в рамках специалитета3. Программы специалитета реализуются также в Беларуси, Казахстане и некоторых других странах Содружества Независимых Государств (СНГ).

После окончания специалитета по специальности «медико-профилактическое дело» присваивается квалификация «врач по общей гигиене» и «эпидемиология». Работа врача по этим специальностям является крайне востребованной как в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и его филиалах, так и в медицинских организациях. В связи с этим профессиональные компетенции должны быть сформированы как для работы в органах и учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения в субъектах РФ, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах общественного здоровья и др. [17].

Однако направления подготовки специалистов в области медико-профилактического дела развиваются не только в РФ и странах ближнего зарубежья, но и во многих европейских странах, Китае, США, Австралии и т.д., а во время пандемии новой коронавирусной инфекции эти направления приобрели особое значение во всех странах2. Бакалавриат и магистратура по медико-профилактическим направлениям реализуются во многих странах. Наиболее популярны программы по этому направлению в Великобритании, Германии, Нидерландах, Китае, Австралии, Дании, Норвегии, США и др.2

Бакалавриат и магистратура в мире организованы, как правило, на факультетах или в школах общественного здоровья. Образовательные программы по медико-профилактическим направлениям осуществляются или в рамках программы общественного здравоохранения, или отдельно по специальностям: эпидемиология, гигиена, микробиология и др. При этом в мире «общественное здоровье» – специальность, являющаяся по своей сути аналогом специальности, которая в России называется «медико-профилактическое дело»2.

В РФ в некоторых вузах реализуется программа магистратуры по специальности «общественное здравоохранение» (различные профили). В Сеченовском Университете реализуются профили: «профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья», «деловое администрирование в здравоохранении», «персонализированное укрепление здоровья и активное долголетие», «управление сестринской деятельностью», «эпидемиология» и т. д. Некоторые программы уже прошли международную аккредитацию. Требует рассмотрения вопрос о введении профиля «гигиена».

Сегодня возможности магистратуры в РФ используются недостаточно, однако расширение программ магистратуры будет способствовать в будущем привлечению обучающихся из других стран, что, в свою очередь, повысит авторитет специальности.

Развитие учебного процесса

Практико-ориентированный подход является основополагающим для современного медицинского образования. Согласно Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования на период до 2025 г. перед вузами РФ поставлена задача обеспечения практико-ориентированности медицинского образования4.

В связи с этим в Институте общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана для отработки практических умений созданы учебные лаборатории:

  • эпидемиологического анализа (осуществляется отработка студентами компьютерных и интернет-технологий проведения эпидемиологического анализа; работа с компьютерными программами; зарубежными и российскими базами данных заболеваемости и различных факторов риска; технологий социально-гигиенического мониторинга; расследования эпидемических вспышек; статистической обработки данных, полученных в эпидемиологических исследованиях);
  • организации иммунопрофилактики (используется также как прививочный кабинет) (студентами в симуляционных условиях отрабатываются навыки организации иммунопрофилактики; тактики проведения прививок; требований к безопасности иммунопрофилактики и других медицинских вмешательств);
  • оценки факторов окружающей среды (отрабатываются студентами навыки проведения санитарно-гигиенических исследований по оценке микроклимата, шума, вибрации, освещенности, уровня радиации и др.).

Ведется работа над созданием аккредитационно-симуляционного центра для отработки практических умений и проведения первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов по специальностям медико-профилактического направления.

Формированию профессиональных навыков способствует также реализация образовательных проектов, активно осуществляющихся кафедрами института (школы мастерства, научные студенческие кружки, студенческие олимпиады, волонтерский отряд «Авангард профилактики» и др.).

III. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИНСТИТУТА

Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана активно задействован в реализуемых Сеченовским Университетом научных и инновационных проектах и программах. Основная тема института: «Научное обоснование рисков здоровью населения и разработка технологий их профилактики и минимизации». Работа проводится по четырем основным направлениям в области профилактической медицины и общественного здоровья: эпидемиология, общественное здравоохранение, микробиология и гигиена.

Институт участвует в исследовании «Глобальное бремя заболеваний, травм и факторов риска» – комплексном глобальном исследовании 286 причин смерти, 369 заболеваний и травм и 87 факторов риска в 204 странах и регионах в рамках коллаборации с Institute for Health Metrics and Evaluation (University of Washington), результаты которого публикуются в ведущих научных изданиях The Lancet, Nature Medicine, Injury Prevention и др.

В связи с ростом антивакцинальных настроений не только в средствах массовой информации и интернете, но и среди медицинских работников в последние годы наблюдается снижение охвата прививками против отдельных инфекций. По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отказ от вакцинации, являясь одной из 10 угроз здоровью населения планеты, может перечеркнуть достигнутый прогресс в борьбе с болезнями, которые можно предупредить с помощью вакцинации5. Современный специалист в области медико-профилактического дела должен владеть всеми компетенциями проведения анализа данных о заболеваемости и факторах риска, уметь проводить эпидемиологические исследования и расследования эпидемических вспышек инфекционных заболеваний с использованием компьютерных и интернет-технологий [17]. В современный период пандемии новой коронавирусной инфекции это приобрело особое значение.

Институтом проводится работа по разработке мероприятий по повышению информированности и приверженности вакцинопрофилактике как среди населения, так и в профессиональной медицинской среде.

Важным критерием качества оказания медицинской помощи является показатель заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП), наносящими значительный клинический, социальный и экономический ущерб здоровью населения. Институтом проводятся исследования в области совершенствования эпидемиологического мониторинга за ИСМП и обеспечения эпидемиологической безопасности медицинской деятельности.

Проводятся исследования в рамках научного проекта по формированию траектории сохранения здоровья населения, включающего первое звено: инновационные подходы к выявлению факторов, влияющих на здоровье человека, путем проведения эпидемиологического анализа данных показателей здоровья населения с проведением математического моделирования, оценки факторов риска и разработки новых подходов к профилактике болезней, изучения генетических предикторов многофакторных заболеваний, изучения влияния факторов макро- и микросреды на формирование эпигенома человека.

Вторым звеном траектории является трекинг здорового поведения и образа жизни путем использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе персональных гаджетов, для проведения дистанционного наблюдения за показателями здоровья населения, факторами и параметрами, характеризующими внешнюю среду у лиц с высоким риском развития заболеваний с возможностью напоминания о необходимости прохождения профилактического осмотра, вакцинации, коррекции питания и образа жизни.

Третье звено траектории включает образовательный компонент построения цифровых обучающих систем в составе Цифровой академии общественного здоровья для населения путем организации индивидуальных, групповых, популяционных оздоровительных программ, управления возрастными изменениями; для врачей и студентов путем представления инновационного и оригинального контента, основанного на принципах доказательной медицины и отвечающего повседневным задачам врача.

С целью разработки системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, направленных на повышение мотивации населения к повышению физической активности, соблюдению рационального и сбалансированного питания, проводятся исследования в области разработки современных научно обоснованных здоровьесберегающих технологий для укрепления здоровья населения и профилактики важнейших неинфекционных заболеваний.

Совершенствование методологии оценки и управления профессиональными рисками нарушения здоровья работников является актуальным направлением сохранения здоровья работающего населения. Проводятся исследования по разработке геномных и постгеномных технологий диагностики и оценки риска развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также по разработке научных основ профилактики медико-социальных последствий психоэмоционального стресса у работников.

В рамках проекта «Мониторинг и профилактика современных биологических угроз» проводятся исследования по установлению молекулярно-биологических свойств микроорганизмов и закономерностей взаимоотношений микробиоты и патогенов с факторами врожденного и адаптивного иммунитета макроорганизма для создания адекватных методов лечения, диагностики и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, определению потенциальной опасности клинических и биотехнологических штаммов микроорганизмов, исследования в области молекулярной эпидемиологии, определения молекулярно-генетических механизмов формирования высоковирулентных вариантов возбудителей инфекционных болезней и приобретения устойчивости к антибактериальным препаратам, а также изучение особенностей возникновения новых инфекций с использованием математического моделирования на примере пандемии COVID-19.

Для реализации научных проектов Институт общественного здоровья сотрудничает с зарубежными вузами и научно-исследовательскими учреждениями: в области эпидемиологии онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета – с Институтом медицинской информатики, биостатистики и эпидемиологии University of Duisburg-Essen (Германия); проблемы булинга в детских коллективах – с University College London и London School of Hygiene and Tropical Medicine (Великобритания); изучения эпидемиологических и клинических особенностей заболеваемости инфекционными и неинфекционными болезнями в условиях холодного климата – с University of Tromsø (Норвегия).

Также совместные исследования проводятся с ведущими национальными медицинскими исследовательскими центрами: в области эпидемиологии сахарного диабета и заболеваний щитовидной железы – с ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, сердечно-сосудистых заболеваний – с ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России, онкологических заболеваний – с ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России и ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, эпидемиологии инфекций, передаваемых половым путем, – с Московским научно-практическим центром дерматовенерологии и косметологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За 90 лет Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана стал подлинной кузницей подготовки и повышения квалификации специалистов по профилактической медицине: ученых, практических работников, организаторов здравоохранения.

На факультете и в институте всегда уделялось большое внимание совершенствованию методов преподавания, интегрированию курсов обучения, определению модели специалиста по различным профилям гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, эпидемиологии и микробиологии. Научная работа выполнялась и продолжает выполняться в основном по важнейшим, традиционно сложившимся направлениям научных школ, основанных выдающимися учеными: Ф.Ф. Эрисманом, Н.А. Семашко, А.В. Мольковым, Е.М. Тареевым, С.Н. Черкинским, Н.Ю. Тарасенко и др.

Возникшая в 2020 г. пандемия COVID-19 в очередной раз напомнила о значимости профилактического направления медицины, вопросов эпидемиологии и гигиены для врачей и медицинских работников всех профилей по всему миру. В сложившихся условиях пандемии как никогда актуальным становится широкое применение и дальнейшее развитие образовательных и научных подходов, сформированных основателями факультета/института и их последователями.

1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda (дата обращения: 09.09.2020).

2. Образование за рубежом – Hotcourses Russia. https://www.hotcourses.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2017 г. № 552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 32.05.01 медико-профилактическое дело». https://rg.ru/2017/07/10/minobr-prikaz552-site-dok.html (дата обращения: 09.09.2020).

4. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/23/stranitsa-967/strategiya-razvitiya-meditsinskoy-nauki-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (дата обращения: 09.09.2020).

5. Десять проблем здравоохранения, над которыми ВОЗ будет работать в 2019 г. https://www.who.int/news-room/spotlight/ten-threats-to-global-health-in-2019 (дата обращения: 09.09.2020).

Список литературы

1. Брико Н.И. 130 лет преподавания эпидемиологии в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова. Медицинский альманах. 2014; 4 (34): 14–19.

2. Сысин А.Н. К 20-летию со дня смерти Ф.Ф. Эрисмана. Гигиена и санитария. 1936; 1: 43–45.

3. Мольков А.В., Каплун С.И., ред. История гигиенических кафедр 1 Московского ордена Ленина медицинского института. М.: Издание 1 Моск. ордена Ленина мед. ин-та; 1941. 67 с.

4. Мольков А.В. 175 лет 1 Московского медицинского института. Гигиена и санитария. 1940; 10: 1–4.

5. Брико Н.И., Соколова Т.В., Клушкина В.В. Эпидемиологическая составляющая научно-практической деятельности Ф.Ф. Эрисмана. История медицины. 2015; 2(3): 360–367. https://doi.org/10.17720/2409-5583.t2.3.2015.26s

6. Брико Н.И., Соколова Т.В., Клушкина В.В. Эпидемиологический подход в профилактической деятельности Ф.Ф. Эрисмана. Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2015; 5: 72–77.

7. Большаков А.М. Деятельность Ф.Ф. Эрисмана на медицинском факультете Императорского Московского университета: (К 150-летию со дня рождения). Гигиена и санитария. 1993; 9: 62–63.

8. Корсунская М.И., Фокина Н.С. А.В. Мольков – один из основоположников советской школьной гигиены. Гигиена и санитария. 1960; 10: 7–12.

9. Онищенко Г.Г., Беляев Е.Н., Подунова Л.Г. и др. Главные государственные санитарные инспекторы. Главные государственные санитарные врачи: Очерки. М: Федер. центр госсанэпиднадзора МЗ России; 2002. 527 с.

10. Познанский С.С. Подготовка санитарных врачей в СССР и ее ближайшие задачи. Гигиена и санитария. 1936; 2: 10–14.

11. Мольков А.В. Институт гигиены 1 Московского медицинского института как основная база санитарного факультета. Гигиена и санитария. 1939; 10: 4–8.

12. Румянцев Г.И., Большаков А.М., Коростелев Н.Б. и др. Санитарно-гигиеническому факультету Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова 60 лет. Гигиена и санитария. 1991; 4: 70–72.

13. Беляева Н.Н., Большаков А.М., Селюжицкий Г.В. и др. Задачи подготовки врачагигиениста на современном этапе. Гигиена и санитария. 1992; 4: 55–58.

14. Коростелев Н.Б. Четыре периода в истории отечественной гигиены. Гигиена и санитария. 1996; 4: 45–48.

15. Алексеева В.М., Соколова Т.В., Несвижский Ю.В., Миннибаев Т.Ш. Медико-профилактический факультет Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Гигиена и санитария. 2000; 6: 3–6.

16. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В. и др. Принцип единства науки и практики – необходимая составляющая подготовки компетентного эпидемиолога (к 85-летию кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова). Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2016; 3: 83–88.

17. Брико Н.И., Каменская Н.В., Королев А.А. и др. Индикатор достижения компетенций как средство управления качеством подготовки специалистов медико-профилактического дела. Медицинское образование и вузовская наука. 2018; 2(12): 6–13.


Об авторах

Н. И. Брико
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Брико Николай Иванович – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991



А. Я. Миндлина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Миндлина Алла Яковлевна – доктор медицинских наук, заместитель директора (руководитель образовательного департамента) Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана, профессор кафедры эпидемиологии и доказательной медицины 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991



Р. В. Полибин
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Полибин Роман Владимирович – кандидат медицинских наук, заместитель директора по научной работе Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана, доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991



П. Д. Лопухов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Россия

Лопухов Платон Дмитриевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины 

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991



Для цитирования:


Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., Лопухов П.Д. История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):41-50. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50

For citation:


Briko N.I., Mindlina A.Ya., Polibin R.V., Lopukhov P.D. The history of the F. Erisman Institute of Public Health and its directions of activity during the COVID-19 pandemic. National Health Care (Russia). 2021;2(1):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-069X (Print)
ISSN 2713-0703 (Online)